Перейти к основному содержанию

Формат — трехсторонний

Николай Азаров отстаивает его, чтобы не остаться без ГТС
25 января, 19:06

Российский «Газпром», как говорится, не мытьем так катаньем добивается слияния газовых монополистов двух стран, поскольку все же понимает, что украинская ГТС — это самый дешевый и надежный путь поставок газа в Европу. С ним по экономическим показателям не могли бы конкурировать ни строящийся Северный, ни пока еще легендарный Южный газовый потоки. Но есть еще и политические установки. Россия не хочет иметь конкурентов не только на рынке продажи газа, но и на рынке транзита. С платежеспособной и заботящейся о комфорте для своих граждан Европой ей лучше говорить тет-а-тет.

У украинского правительства несколько другие интересы и, соответственно, планы. Для него самая четкая диспозиция: максимально использовать преимущества, создающиеся контринтересами Европы и России в отношении дальнейшей судьбы украинской ГТС. Если РФ соглашается лишь на полное поглощение украинской трубы, то Европа явно хочет сохранить суверенитет Украины над этим ресурсом. Поэтому Украина видит самым выгодным для себя промежуточный вариант, позволяющий сохранить хотя бы дееспособность ГТС, и настаивает на создании трехстороннего совместного предприятия по эксплуатации этой системы. Причем ситуация на европейском рынке газа заставляет торопиться.

«Эксплуатация в трехстороннем формате нашей ГТС. Подчеркиваю, что если в течение ближайших двух-трех лет не решить именно в таком формате вопрос, то Украина останется без ГТС — она будет просто никому не нужна», — говорил на прошлой неделе в интервью одному из телеканалов премьер-министр Украины Николай Азаров. Он подчеркивал, что не пойдет на продажу или приватизацию украинской трубы. «Разве корень проблемы ГТС сейчас в вопросе приватизации или не приватизации? Да, Россия достроит Южный и Северный потоки, ЕС вместе с Азербайджаном и Туркменистаном достроят «Набукко» и еще одну параллельную ветку — и Украина останется в тупике», — говорил премьер о своей головной боли. По-видимому, она настолько неприятна, что заставляет его молчать о неоднократно ранее высказывавшихся претензиях в отношении неправильной формулы цены российского газа, больно (несмотря на имеющуюся скидку) бьющей и по украинской промышленности, и по населению, а следовательно — по рейтингам власти.

Но каким бы ни было будущее СП по эксплуатации ГТС, «двойным» или «тройным», украинская сторона не должна выглядеть в нем самым слабым и откровенно зависимым от партнеров звеном. В правительстве, по-видимому, прекрасно понимают, что для этого нужно делать — повышать капитализацию «Нафтогаза Украины». Поэтому НАК, которая всегда была дойной коровой правительства и бюджета, в последе время предоставлены немалые льготы. Как сообщает Минэнергоугля, предприятия «Нафтогаза» в 2010 году снизили отчисления в государственный и местные бюджеты на 33,6% против 2009 года. Но при этом вклад газовиков в бюджеты страны даже превысил послабленный план и составил 103,2%. Тем не менее фактические бюджетные отчисления «Нафтогаза» оказались на 1,8% меньше, чем в 2009 году. Немаловажно, что на минувший год пришлось и заметное оживление украинской экономики. Следовательно, ее спрос на газ также существенно повысился (рост реализации против 2009 г. — 20,4%). В результате в минувшем году «Нафтогаз» сумел освоить около 4,9 миллиарда капитальных инвестиций, что почти на 35% больше, чем за 2009 год.

Надо признать, что самостоятельные инвестиционные вливания Украины в газовый сектор в Европе не остались незамеченными. В середине этого месяца президент Еврокомиссии Жозе Баррозу и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали совместную декларацию о поставках газа в Европу. «Это — значительный прорыв. Это соглашение подтверждает прямой доступ Европы к газу из Каспийского бассейна, позволяя, таким образом, реализовать проект Южного коридора», — заявил президент Еврокомиссии. Но так называемый Южный коридор — это, как говорится, палка о двух концах. Особенно для Украины. Ведь он предусматривает как возможность строительства ряда новых газопроводов, в частности «Набукко», так и развитие существующей инфраструктуры в странах-транзитерах, а следовательно, и в Украине (если победит проект White Stream: по дну Черного моря из Батуми в Украину).

В любом случае «Нафтогазу» необходимо не сбавлять, как в минувшем году, а наращивать добычу собственного природного газа. И, думается, правительство должно бы способствовать его намерениям получить специальные разрешения на разработку новых нефтегазоносных площадей. И еще один совет: нельзя плевать в колодец, из которого добываются иностранные инвестиции. Напомним, что недавно весьма осведомленный в украинских делах российский бизнесмен, председатель совета директоров Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев опубликовал довольно сердитую статью в Financial Times. «На фоне заявлений о соблюдении всех правил и законов в сфере бюджета и иностранных кредитов, — пишет он в ней, — в Украине распространяются слухи о том, что чиновники высшего ранга имеют скрытый интерес, связанный со сделками с природным газом, и злоупотребляют своими полномочиями для собственной выгоды в делах, наносящих ущерб государственной казне»... Хорошо, если это только слухи, но и от них немало вреда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать