Формулу стоит скорректировать?
Под разговоры о глобальной энергобезопасности Россия сделала все возможное, чтобы в ходе заседания «большой восьмерки» затушевать обвинения в жесткой позиции в отношении Украины. В этом плане очень характерно заявление президента РФ Владимира Путина о том, что все цены на российский газ определяются рынком, а не с помощью директив.
«Я хочу, чтобы это было понятно, в конце концов мы покончили с периодом, когда мы директивно назначали цены для своих партнеров. Это все теперь определяется рынком — более прозрачного механизма я себе представить не могу», — заявил Путин на брифинге в Стрельне (Санкт-Петербург). «Цены на природный газ, тем более российский газ, определяются не волюнтаристски и не в Кремле. Они определяются рынком», — подчеркнул Путин и, в очередной раз, «рассекретил» соответствующую формулу: «Среднерыночная цена прошлого года плюс небольшой коэффициент и средняя цена на газолин плюс небольшой коэффициент — цена на топочный мазут». «И газолин, и топочный мазут привязаны к цене нефти на мировых рынках, и от нас не зависят», — подчеркнул российский президент.
Но станет ли он отрицать, что газовые цены все же зависят еще и от поведения партнеров России? Чем они сговорчивее в вопросах газового транзита по своей территории, тем больше у них вариантов и возможностей «уговорить» формулу.
Как пишут в своей книге «Бизнес Владимира Путина» политологи Станислав Белковский и Владимир Голышев, финансовый план российского «Газпрома» на 2006 год составлен, исходя из цены на газа, поставляемый Украине в качестве платы за транзит российского газа в Западную Европу — 145 долларов за тысячу кубометров. Это означает, что в действительности Россия в ближайшем будущем смягчит условия для Украины и согласится на финальную цену в коридоре 140—155 долларов за тысячу кубометров, а также на увеличение Украиной платы за транзит до 1,75 доллара за тысячу кубометров на 100 километров.
Каковы условия этой поблажки? Как объясняет Белковский, для этого Кремлю потребуется: а) просьба «украинских друзей», к которым можно отнести как Виктора Януковича, так и Юлию Тимошенко (по мнению эксперта, с ними имеются «конфиденциальные договоренности»), и б) демонстрация Украиной хотя бы намерения обсудить в среднесрочной перспективе вопрос о создании международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины.
Белковский словно в воду глядел. Украине недавно пообещали не трогать газовые цены не только в третьем, но и в четвертом квартале. Была ли это просто жертва в интересах успеха петербургского саммита? Не исключено, что и на это был расчет. Но, думается, принципиальное значение для России имели все же поддержанные и, очевидно, не без санкции украинского руководства, разговоры о газотранспортном консорциуме. Новый глава «Нафтогаза Украины» Александр Болкисев на прошлой неделе о них журналистам пусть неохотно, но все же довольно подробно рассказал.
Радость по этому поводу явственно проявилась в постсаммитных выступлениях в Стрельне главы минпромэнерго РФ Виктора Христенко. Он, оказывается, даже рассчитывает на скорый прогресс в переговорах, касающихся создания консорциума. «Необходимо выработать законодательные нормы для обеспечения деятельности этого консорциума», — навязывает он Украине свою точку зрения. (Или, возможно, он уже получил какие-то заверения?). «Сейчас, когда будут понятны партнеры по переговорам, будет более понятна их позиция», — надеется Христенко, имея, очевидно, в виду формирование нового украинского правительства. «Для нас, как поставщика, важно понимать состояние и возможности ГТС Украины для обеспечения надежных поставок газа европейским потребителям», — утверждал глава минпромэнерго РФ.
Но при этом он, кажется, совершенно забыл, что в современном мире аналогичные требования предъявляются и к России. «Мы с удовольствием ратифицируем договор по Энергетической хартии, но после успешного завершения переговоров по протоколу по транзиту», — обещал Христенко и уточнил, что характер контрактов на поставку энергоресурсов, которые целесообразно заключать на долгосрочной основе, не соответствует характеру контрактов на транзит энергоресурсов, который в настоящее время «стимулирует развитие краткосрочных отношений в сфере транзита».
В этом плане накануне саммита в Петербурге очень хорошо прозвучало адресованное ему заявление Украины о том, что она отвергает использование энергетических рычагов как средства политического давления, а также подчеркивает свою надежность как государства, осуществляющего транзит энергоносителей. Что и говорить, Украина грамотно построила свой мэссидж «восьмерке». Вопрос в том, был ли он как следует прочитан...
Выпуск газеты №:
№116, (2006)Section
Панорама «Дня»