Главный инвестор Буковины
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030621/4106-1-2_0.jpg)
Сельская свадьба существенно отличается от свадьбы городской. Думаю, этого никто не будет отрицать. В селе — это всегда громкое театрализованное действо. Трудно представить на сельской свадьбе недовольного, раздраженного человека. Настроение у всех прекрасное. Недавно пришлось и мне побывать на свадьбе в одном из буковинских сел. Вспоминаю это событие часто и с грустью. Мужчины танцевали.., в основном, с мужчинами.
Подавляющая часть женщин была на заработках за границей. Наиболее ярким примером «заграничных» поездок на заработки в моей Черновицкой области является поселок Берегомет. 40 процентов его трудоспособного населения уехали на заработки за границу. И это не уникальный случай. Из 918 тысяч человек, проживающих в области, около 150 тысяч работают за границей. Это по неофициальной статистике, потому что официальной никто не ведет — практически все желающие, правдами-неправдами получив визы, через родственников и друзей нашли работу. Теперь для их семей этот заработок — основной «хлеб», и не только для них. Опять-таки, по неофициальным данным коммерческих банков области, за прошлый, 2002 год, частные лица отослали на Буковину около $55 млн., в то время как общий объем иностранных инвестиций в экономику Черновицкой области за все годы независимости до 1 января 2003 года составлял $15,38 млн.
Дипломированные специалисты едут, потому что не могут заработать на родине: нет работы или предложенная зарплата не удовлетворяет самых элементарных потребностей. По данным областного управления статистики, общеэкономический уровень безработицы в Черновицкой области самый высокий в Украине. По состоянию на 1 января 2003 года зарегистрированная безработица составляет 6,6 процента, а по методологии Международной организации труда за 9 месяцев 2002 года — 14,6 процента (по Украине в целом — 9,8). Среднемесячная зарплата в 2002 году была на уровне 271 гривни, а в сельском хозяйстве — 130 гривен. Это в то время как действующим законодательством определена минимальная зарплата 165 гривен, а прожиточный минимум для одного человека — 342 гривни в месяц. Поэтому все больше моих земляков понимает, что, моя посуду в итальянской пиццерии, можно заработать за месяц столько же, сколько за год, работая учителем в черновицкой школе.
«Моя дочка поступает в вуз, в доме уже лет десять не делали ремонт, а на заводе, если он и заработает, больше 200 гривен мне никто не даст, — как нам жить?», — это почти дословный аргумент знакомой, уехавшей на заработки. В Италии она уже скоро год. $ 300—400, которые ежемесячно передает своей семье, позволяют им постепенно решать материальные проблемы, а при желании отложить что-то на будущее.
Наиболее привлекательными для наших людей в плане заработка являются Италия, Португалия, Греция, Испания, Россия, реже едут в Англию, Ирландию, Францию. Женщины работают горничными, официантками, уборщицами, ухаживают за детьми и пожилыми людьми. Мужчины находят работу на стройках, строительстве дорог, в сфере бытового обслуживания. Средний заработок украинцев составляет $600—800 в месяц.
Среди уехавших немало людей с высшим образованием, но, как заметила моя знакомая, муж которой по конкурсу получил престижную и высокооплачиваемую работу в Ирландии, «они уважают образованных людей, но на лбу не написано, что у нас вузовские дипломы. Вне фирмы мы только иностранцы, которых воспринимают очень насторожено».
Но, в конечном счете, многим удается найти работу. Украинцев ценят как работящих и ответственных работников, хотя работа по специальности — редкость, да и зарплата на порядок ниже, чем у местных рабочих. Но если говорить о «счастливых историях», вспоминаю довольно интересный случай, о котором рассказал сам его герой.
Черновицкий музыкант, который всегда получал от своей работы моральное и эстетическое удовлетворение (материального она не приносила уже давно), решил поехать на заработки в Англию. То, что ему это удалось, он воспринял как подарок судьбы, а работу уборщика в кафе — почти как счастье. Лондонский вечер вероятно навеял на него ностальгические чувства, и он сел за фортепьяно в опустевшем кафе... Через несколько секунд на звуки музыки прибежал взволнованный хозяин. Он даже представить не мог, что молчаливый мужчина, умело орудующий шваброй и тряпкой, еще более виртуозно владеет музыкальным инструментом. С тех пор его обязанности изменились — каждый вечер его игра радовала слух посетителей, заметно также увеличились и его прибыли.
Но часто цена денег — семейный уют: отъезд на заработки одного из супругов часто становится причиной развода, по неофициальными данным, в 70 процентах от общего их количества. Часто на заработки едут именно женщины, они годами работают за границей, пересылают домой деньги, а их мужья привыкают быть «нахлебниками», нередко тратят заработанное женой на спиртное и подруг. Такой же способ жизни они пытаются вести и после приезда «законной половины», но она не желает с этим мириться, а результатом становится развод. Тяжело переживают отсутствие матери дети, особенно подростки.
Немало женщин, длительное время работающих за границей, находят там свою судьбу и возвращаются сюда только, чтобы развестись с мужем и забрать детей. Недавно на встрече с журналистами руководители областного отдела по вопросам опеки и заботы и службы по делам несовершеннолетних рассказали о поразительном случае: для того, чтобы забрать ребенка за границу, матери нужно согласие отца, поэтому один предприимчивый папа решил... «продать» такое разрешение, затребовав у бывшей жены за родного ребенка $20 тысяч. Сейчас продолжается процедура лишения его родительских прав, но такие случаи не единичны.
И еще. Возвращаются не все... Об этом больно говорить, но ежегодно растет количество людей, для которых заработки закончились трагически. По данным отдела паспортной, регистрационной и миграционной работы УМВД Украины в Черновицкой области, в прошлом году за границей погибло 33 буковинца — это официально. Поступили также неофициальные сообщения о смерти еще десятерых людей. А уже с начала нынешнего года за три месяца погибло 19 человек, еще на двух нет подтверждающих документов. Кто они? Перед глазами скупая официальная информация за этот год. Самая пожилая погибшая — 1947 года рождения, самому младшему 4 апреля исполнилось бы 25... Среди тех, чьи фамилии в страшном списке — три женщины. В графе причины смерти указано: «внезапно умер», «умер в больнице», «причина смерти не отмечена», «погиб от черепно-мозговой травмы вследствие падения с верхнего этажа», «умер при неизвестных обстоятельствах», «попал под трамвай» и тому подобное. И не приходится надеяться, что кто-то когда-то узнает, как оно было на самом деле.
Когда я зашла в кабинет заместителя начальника отдела паспортной, регистрационной и эмиграционной работы УМВД Украины в Черновицкой области Владимира Мрачковског о, там находилась молодая женщина, которая писала заявление. Как выяснилось, она просила оказать помощь в установлении места погребения своего мужа, который работал в Италии, даже неизвестно где конкретно. Знает только, что его тело кремировали и похоронили где-то там — в чужой земле...
Поиски работы можно оценить по-разному: с одной стороны, работать за границей едут люди, которые, не ожидая милости от государства, решают свои материальные проблемы, заработанные ими средства поступают в Украину, вкладываются в образование детей, строительство, развитие малого и среднего бизнеса, и объемы этих капиталовложений более чем солидные. Но может посмотреть на проблему под другим углом зрения? Трудовую эмиграцию из Украины все чаще называют национальной трагедией, миллионы молодых талантливых украинцев отдают свои знания, умение и ум на службу другим государствам и обществам. Все больше их не желают возвращаться вообще. Убыточный «экспорт».
Выпуск газеты №:
№106, (2003)Section
Панорама «Дня»