Голодомор: постгеноцидное измерение и взгляд в будущее
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061124/4206-4-1.jpg)
Пишу эти строки 17 ноября, когда Верховная Рада должна была бы рассмотреть законопроект Президента о признании Голодомора 1932—1933 годов геноцидом украинского народа. Верховная Рада его тогда, как известно, не рассмотрела, хотя ее спикер Александр Мороз и обещал это сделать. Но красно-бело-голубое большинство (весьма красноречивое совпадение цветов!) вместо этого решило рассмотреть «разное» как более неотложное, чем этот президентский законопроект. Того, кто читал в «Дне» в свое время статьи Джеймса Мэйса о нашем постгеноцидном обществе, думаю, все это нисколько не удивило.
Самый масштабный в истории человечества геноцид голодом на украинских землях был именно на то и рассчитан, чтобы те земли раз и навсегда перестали быть украинскими, а людям, которые являются прямыми потомками его жертв, историческая память о Голодоморе была бы ни к чему.
Через неделю будет так называемый День скорби, установленный указом Президента Кучмы еще в 1998 году. Будут эмоциональные речи политиков «за» и «против», обращение к нации (?) с маской скорби на лице Президента Ющенко, а по национальному(?) телевидению покажут те же два затертых фильма о Голодоморе (художественный и документальный), которые там крутят в этот день уже на протяжении нескольких лет.
Для абсолютного большинства населения Украины это будет обыкновенной субботой, о которой оно вместе с Днем скорби забудет уже на следующий день, и тема Голодомора снова займет свое обычное место среди исторических атрибутов памяти постгеноцидной нации — где-то между памятью о Чернобыле и войной в Афганистане, значительно уступая при этом общественной памяти о так называемой Великой Отечественной войне или, скажем, такой же «великой» октябрьской революции. Можно с уверенностью сказать, что сатанинский замысел идеологов и организаторов Голодомора удался целиком и полностью — потомки измученной тем «тихим геноцидом» нации в своем абсолютном большинстве потеряли свою генетическую и историческую память и, несмотря на то, что у них есть якобы свое государство, теряют сегодня и последний его атрибут — язык своих пращуров.
Духовные потомки сталинистов дают достойный отпор любым отдельным попыткам «узкой прослойки украинской интеллигенции» (по выражению вице-премьера по гуманитарным вопросам Д. Табачника) восстановить ту утраченную историческую память своей нации.
Не случайно сегодня среди многих наших политиков, ученых и политологов появилось надежное «противоядие» в отношении тех попыток. Схематически его можно сформулировать приблизительно так: зачем ворошить прошлое, раздражать Россию, когда Украине сегодня нужно совсем другое — создание гражданского общества как гарантии ее вхождения в такие желанные всем европейские институты?
Гражданское общество, несомненно, является такой гарантией, но будем откровенны: что-то у нас с ним все же как-то не складывается. Сегодня это понимают даже те, кто считал победой такого общества оранжевый Майдан два года назад.
Но самые светлые головы современности предлагают нам несколько иной путь к гражданскому обществу. Недавно в Киеве был один из самых известных в мире интеллектуалов Френсис Фукуяма. Его киевская лекция, можно сказать, осталась вне поля зрения отечественной политической элиты совсем не случайно. И это является еще одним симптомом постгеноцидной болезни нашего общества.
А между тем в своей лекции мудрец Фукуяма довольно тактично предложил нам методологию создания гражданского общества, исходя именно из наших постгеноцидных реалий. Но похоже на то, что часть отечественных интеллектуалов этого намека философа с мировым именем не поняла, а другая часть сделала вид, что не поняла.
Так или иначе, но схема преобразования постгеноцидного общества в гражданское, по доктору Фукуяме, выглядит следующим образом. Сначала на основе «общего травматического опыта» это общество выстраивает свою политическую нацию. Потом эта нация создает свою единую поместную церковь. И только после всего этого общество становится готовым к гражданскому обществу.
Что здесь сказать, кроме того, что все гениальное на удивление просто. Потому что в расколотой на сегодняшний день ментально постгеноцидной украинской нации совсем разные представления об эффективной власти, что делает невозможным действенный контроль за ней со стороны общественности. И даже если представить себе, что те цивилизационные разногласия будут нивелированы, общество не сможет быть эффективным в контроле за всеми ветвями власти в государстве, в котором граждане будут ходить в одну церковь разных патриархатов, где их будут продолжать натравливать друг на друга.
Нет сомнения в том, что в Киеве Френсис Фукуяма говорил об «общем травматическом опыте», имея в виду большевистский геноцид украинцев 1932—1933 годов. Т.е. само достойное отношение к этой трагедии нашего народа, по мнению ведущего в мире политолога, могло бы стать тем «золотым ключиком» для Украины, при помощи которого она наконец смогла бы открыть все двери в цивилизованный мир.
Похоже, что это единственный на сегодняшний день наш путь в Европу. Потому что на него нам в свое время указал также и последний гигант современной гуманитарной мысли Папа Иоанн Павел II: «Опыт этой трагедии должен сегодня руководить чувством и деятельностью украинского народа на пути к согласию и сотрудничеству».
Следовательно, как видим, сверхзадачей всех национально сознательных украинцев сегодня должно стать донесение всей правды о Голодоморе и его последствий для нашего народа до как можно более широкого круга соотечественников — для того, чтобы сначала объяснить им, таким образом, главную причину всех украинских невзгод. А уже после этого, когда общий травматический опыт станет неотъемлемой частью национальной идеи всех украинцев, они сами увидят и пути его преодоления.
Как сказал непримиримый борец за украинское дело Евгений Сверстюк, «цель наших исследований — вооружить сам народ самосознанием и мечом духовной самозащиты, вывести его из плена лицемерных понятий и путей, которые ведут к примирению с властью нечестивых».
Понятное дело, сегодня рассчитывать в этом деле на наши государственные институты не приходится, потому что находятся все они или в руках откровенно пророссийских сил (достаточно напомнить, что главный архивариус Украины на сегодняшний день является членом КПУ), или в руках настолько амбивалентных к украинскому делу либералов (включительно с нашим Президентом), что надеяться на их политическую волю, как показало время, не приходится.
Вот как оценивает роль якобы независимого украинского государства в этом вопросе львовский профессор Василий Лизанчук: «Можно было надеяться, что, обретя независимость, Украина продолжит интересоваться украинским геноцидом, создаст доследственные центры для изучения всех трех голодовок и увековечит память многочисленных жертв этих и других преступлений советской империи музеями и памятниками. И здесь пришло разочарование. В отличие от Израиля, где Холокост стал краеугольным камнем государственной идеологии, украинское государство Голодомором абсолютно не интересуется. Кроме нескольких незначительных памятников в областях и вблизи Михайловского собора в Киеве, в Украине нет никаких музеев и достойных монументов, чтобы напоминать новым поколениям о самом большом преступлении коммунистического режима против украинского народа».
С ним солидарен председатель Всеукраинского общества «Мемориал» Лесь Танюк: «Не создана государственная программа исследования причин и последствий этой фактически национальной катастрофы, которая по своим масштабам не имеет аналогов в мире; не созданы условия для работы архивистов-ученых; не выработаны мероприятия для достойного чествования миллионов жертв этой сатанинской акции».
Все разговоры наших некоторых ура-патриотических политиков в отношении каких-то компенсаций Украине за жертвы Голодомора только вредят делу и являются пустопорожними. В современном мире такая компенсация была бы возможной только в случае, если бы за Украиной стояла сегодня военная сила, сила денег или сила закона в международном контексте. Очевидно, что из этого перечня наше ограбленное пророссийскими олигархами государство не имеет сегодня (и не будет иметь в ближайшем будущем) ничего!
И до сих пор в Украине действует позорный для нашего независимого государства Закон УССР от 17.04.1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине», который трактует вооруженную борьбу за УНР, повстанческую борьбу против Голодомора как «преступления, которые относятся к категории общеуголовных». Конечно, все архивные документы в отношении этого сопротивления украинской нации большевистскому тоталитаризму являются недоступными для ученых и всех других исследователей Голодомора, потому что вообще и до сих пор они находятся в архивах МВД.
Кстати, этот же закон автоматически пролонгировал реабилитацию таких кровавых палачей украинского народа, как Станислав Косиор, Йона Якир, Мендель Хатаевич и других, являющихся основанием для постгеноцидной власти в наших городах Юга и Востока сохранять, несмотря на многочисленные протесты украинской общественности, за этими организаторами Голодомора «светлую память» о них в названиях улиц, кварталов и тому подобное.
Пока существует такое антиукраинское законодательство, напрасны все надежды на признание Голодомора геноцидом в ООН. Особенно учитывая тот факт, что, по данным бывшего заместителя министра иностранных дел Украины Натальи Зарудной, сильнейшее сопротивление этим попыткам нашего государства оказывают такие мощные игроки на международной арене, как Россия, США, Великобритания и Израиль. Учитывая это, поневоле возникают большие сомнения относительно того, что те же таки США на самом деле искренне поддерживают именно украинскую демократию в нашем государстве, а не денационализированную, в угоду России, постсоветскую.
Исходя из всех приведенных выше фактов, нужно было бы сделать из этого циничного по отношению к светлой памяти миллионов жертв Голодомора поступка антиукраинского большинства в Верховной Раде от 17 ноября катализатор акций гражданского неповиновения всех украинцев — политиков, политологов, журналистов, лидеров общественных организаций, правозащитников и рядовых граждан в отношении пророссийской власти в Украине к нашей национальной трагедии планетарного масштаба.
Поэтому уверен, что для всех наших оппозиционных лидеров (как в парламенте, так и за его пределами), если они действительно проукраинские, наступило время призвать всех украинцев в каждом их публичном выступлении в СМИ, даже на любую другую тему, ставить эту жгучую проблему. Это, на мой взгляд, может стать консолидирующим фактором нашей нации уже на следующих (не исключаю, что и досрочных) президентских и парламентских выборах. Только тогда постсоветская власть в Украине потерпит сокрушительное и уже окончательное поражение. И это совсем не мои личные утверждения и надежды, а расчет политологического гения Френсиса Фукуямы, что и является залогом того, что все это может стать нашей украинской реальностью уже через несколько лет.
Только после такой победы национально-демократических сил в Украине может быть реализована государственная программа возвращения исторической памяти всему украинскому народу. О Голодоморе нашим детям будут рассказывать уже в детском садике, как это делают евреи со своим Холокостом. Она займет достойное место в программе всех без исключения школ в Украине, во всех высших учебных заведениях будет введен обязательный курс по изучению Голодомора. За его публичное отрицание будет законодательно введена уголовная ответственность (а ни в коем случае не административная, как это предлагается в законопроекте нашего уже слишком компромиссного Президента), как это сделали в Израиле, Армении и даже во многих странах Запада за отрицание Холокоста и геноцида армян.
Только после этого наш День скорби станет действительно общенациональным. Только тогда воплотится мечта покойного Джеймса Мэйса о том, что в этот день в каждом украинском доме в нашей стране и за ее пределами будут вечером на подоконниках зажжены поминальные свечи. А от их света уже обязательно встанет действительно независимая Украина, перед которой Европа и мир обязательно наконец откроют все свои парадные двери.
Выпуск газеты №:
№206, (2006)Section
Панорама «Дня»