Голос, способный вылечить
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990731/4139-1-1.jpg)
Великий певец ушел из жизни: остановилось сердце. Сегодня, удрученные и растерянные этой горькой вестью, мы, кажется, еще не в силах понять, сколь большую утрату понесли. Не просто навсегда смолк неповторимый голос. Затихла душа наша. Что-то невероятно важное, светлое, истинное погибло в ней. Заметим ли? Или, привыкшие печься все больше о желудках или, в лучшем случае, о голове, так и не поймем, чего лишились. И, что самое постыдное, нелепое и ужасное — чего лишались.
Гениального тенора, блиставшего на самых знаменитых подмостках мира, по сути, изгоняют из стен родного театра, которому он отдал более 30 лет своей творческой жизни, а мы — равнодушно молчим. Да что там мы. Молчит и бездействует власть, призванная радеть о развитии национальной культуры. Ведь Анатолий Соловьяненко был не только уникальным явлением в оперном искусстве, он являл собой пример подлинной народной духовности. Выходит — не нуждаемся мы в ней, слишком обременительной оказывается столь эфемерная вещь, как душа. Потому и отторгаем.
Так, отторгнутым от творчества, от пения, от того, что составляло смысл его жизни на долгие пять лет был Анатолий Соловьяненко. Его неоднократно звали в Москву, обещали всяческие житейские блага и главное — работу. Но он не хотел уезжать из Украины, которая при жизни предала певца забвению. Он ездил по миру, выступал, имел успех, но более всего жаждал признания на Родине. Хотя вслух никогда об этом не говорил. Не умел жаловаться. И только просыпался по ночам от... звука собственного голоса. Ему снилось, что он вновь на сцене, так рассказывал певец как-то знакомым.
Отчего же он не уехал из страны, в которой его талант оказался невостребованным, может задаться вопросом иной читатель. Анатолий Соловьяненко об этом умалчивал. Мне кажется, подобного вопроса для него просто не существовало. Еще думается, что для него, настоящего художника, родная земля, народ, природа, сам воздух Украины — были не средой обитания, а той живительной почвой, которая питала его талант. И Анатолий Соловьяненко не мог им не делиться. Точно так же, как в один прекрасный (для нас, слушателей) день обыкновенный донецкий паренек понял, что не может не петь.
В 1998 году на киностудии «Контакт» режиссер Николай Мащенко снял об Анатолии Соловьяненко фильм «Ваш выход, маэстро». Картину много показывали по ТВ. Продюсер фильма Лариса Роднянская призналась, что для себя жанр картины она определила как реквием с надеждой. Казалось, так и есть. О певце вспомнили. Публика — прежде всего. Состоялся концерт в филармонии. Успех оглушительный. Среди зрителей — едва ли не весь дипкорпус. И — никого из официальных лиц. Затем еще один концерт. Уже во Дворце «Украина». Опять аншлаг. И — вновь никого из «пастырей» культурной политики. Не стоило, конечно, о них сегодня и вспоминать, но не дает покоя мысль: невостребованность Анатолия Соловьянено трагична, но, увы, не уникальна и не случайна. Власть прошлая и нынешняя не нуждается в подлинных талантах, предпочитая придворных скоморохов.
Анатолий Соловьяненко же всегда пел своим голосом. Для всех нас.
Для журналистов «Дня», многие из которых искренне любили Анатолия Борисовича, его смерть стала личным горем. Мы выражаем свое соболезнование родным и близким певца. И всему народу Украины.
Выпуск газеты №:
№139, (1999)Section
Панорама «Дня»