«Головотяпство»
Алексей МАХЛАЙ, руководитель международных программ Фонда «Российский общественно-политический центр»
— Какие цели сегодня преследует политика России на постсоветском пространстве?
— Россия никогда не проводила и не будет проводить политику реинтеграции постсоветского пространства. Россия — за добрососедские отношения между нашими братскими народами. По Тузле, конечно, надо вести переговоры. Думаю, что приезд министра иностранных дел России Игоря Иванова в Киев и направлен на то, чтобы найти консенсус.
Предположения же, что эта ситуация создана для того, чтобы повысить какие-либо рейтинги перед выборами, вовсе не соответствуют действительности. Вокруг этого вопроса очень много спекуляций как с одной, так и с другой стороны, спекуляций различных групп, людей, желающих нажить политический капитал. Думаю, что проблемы будут решены нормально, дипломатическим путем. Нам нужна сильная, свободная Украина. Другого пути нет.
— Почему же работы по сооружению дамбы были начаты без уведомления доброго соседа?
— Наверное, здесь есть вопросы, которые надо рассматривать как технические, а не как злой умысел. Здесь нет большой политики.
— А что же — большое головотяпство?
— Может быть, и так.
— И все-таки такая дамба — это не совсем «канава», о которой не обязано знать правительство...
— Сейчас трудно об этом судить. Мы можем только выдвигать гипотезы. Давайте дождемся результатов переговоров наших дипломатов. Думаю, они нормально решат этот вопрос. Мы не должны отвлекать людей от повседневной жизни. Вопросы внутренней жизни как России, так и Украины не должны ставиться на второй план.
— Как обычные россияне воспринимают конфликт вокруг Тузлы? В Украине говорят о возможной «самодеятельности» кубанских казаков...
— Сегодня главное для людей, которые живут в приграничных районах, — как накормить свои семьи, как выжить. Им не до большой политики. Большую политику строят те, кому это выгодно. Совместные предприятия, приграничная торговля, которые есть сегодня — это благо как для одной, так и для другой страны. Не хотелось бы, чтобы сюда вмешивалась большая политика, от которой пострадают простые люди. Никаких захватнических намерений у казаков не было и не будет. Ни с украинской, ни с русской стороны никто в поход не пойдет. Мы сделали много ошибок в советское и постсоветское время. Если бы мы цивилизованно развелись, а не поступили так, что, кто где стоял, то и забил, что это «мое», все было бы иначе. Что-то общее делалось, строилось, надо было, чтобы все могли пользоваться благами, скажем, тех санаториев, которые строились на территории бывшего СССР, пользовались рудой, тем углем, нефтяными запасами. Надо было сесть и договориться по-человечески.
Думаю, наши президенты, руководители государств — мудрые люди и примут решение без вмешательства каких-либо третьих сторон.
— Ваш прогноз, как будет решен вопрос украинско-российской границы, статуса Азовского моря?
— Думаю, найдут консенсус. Азовское море — море и России, и Украины. В него должны свободно заходить корабли как одной, так и другой страны. Россия не должна брать деньги за заход украинских кораблей, Украина — российских. То, что страдает экологическая обстановка в регионе — это тоже правда, это тоже проблема. Наверное, из-за размывов люди в России потеряли уже несколько километров территории.
Все решится. Только не надо поднимать шум и спекулировать. Экономические отношения должны определять политику, а не политические — экономику.
Выпуск газеты №:
№196, (2003)Section
Панорама «Дня»