Гордость Украины
Завтра у "богунцев" - юбилей!![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031121/4211-1-1_0.jpg)
Первое, что непременно бросается в глаза стоит лишь переступить порог этого заведения, — это зеркальный от мастики пол, на котором есть существенный риск сломать шею. Оказывается это дело рук самих лицеистов, как и стерильная чистота, которую не часто встретишь в учебном заведении, поскольку уборщиц здесь нет вообще. Единственное, что не входит в их обязанности — это приготовление провизии, — тогда бы это был предел мечтаний каждой девушки — иметь такого мужа. Второе, это, конечно же, совсем юные фигуры, на которых так непривычно видеть камуфляж…
— История лицея берет свое начало еще с далекого 43-го года, — рассказывает полковник, заместитель начальника по воспитательной работе военного лицея им. Ивана Богуна Дмитрий Матвийчук, — когда шла борьба за Киев. Правительство Советского Союза нашло способ проявить заботу о детях, и решило создать 9 суворовских училищ на территории Союза: Краснодарское, Воронежское, Курское, Сталинградское, Новочеркасское, Калининское, Ставропольское, Орловское. В том числе и украинское, которое тогда называлось Харьковское военное суворовское училище и находилось в городе Чугуеве, поскольку Киев еще был оккупирован. Тогда это заведение было создано в первую очередь для детей войны, которым было по 13 лет, а их родители погибли или потеряли связь с родными. В первом наборе было 500 мальчиков, из них 39 — участники боевых действий, а 9 — отмечены наградами. Для многих ребят в то время училище стало домом, а учителя, воспитатели, командиры заменили родителей. В 47-году училище было переведено в Киев. А уже в 1991 году, когда Украина стала независимой и нужно было создавать свои Вооруженные силы, появилось новое структурное подразделение и училище получило новое название — Киевский военный лицей имени Ивана Богуна.
В Киеве в Министерстве обороны такой лицей один, а вообще в Украине их около 17 ти. Это система военныхлицеев с усиленной военно- физической подготовкой, которая подчинена областным администрациям.
Сегодня контингент воспитанников, конечно, изменился. Однако задачи лицея, одна из которых состоит в решении социальных проблем, сохранились. Поэтому вне конкурса поступают дети-сироты и те, родители которых погибли при исполнении служебных обязанностей. Более внимательно здесь относятся и к мальчишкам менее защищенным в социальном плане — таких детей больше 50%. В основном ребята идут по собственному желанию, однако часто на поступлении настаивают и родители. Заведующая библиотекой, проработавшая в училище 28 лет, Валентина Дмитраш, говорит, что в подростковом возрасте легче приучить человека к дисциплине и самовоспитанию. К тому же ребятам необходимо настоящее мужское воспитание, которого во многих семьях им не хватает. А здесь как раз и помогают офицеры, командиры, воспитатели, психологи.
Поступить на общих основаниях не очень легко. Мальчишки проходят через тройную «полосу препятствий». Прежде всего довольно сложные экзамены: украинский язык (диктант), иностранный, алгебра и геометрия. Во-вторых, ребята проходят очень тщательный медицинский осмотр, а психологически-профессиональный отбор, включающий определение уровня интеллектуального развития, памяти, воображения, внимания, дает картину относительно того, насколько ребенок готов к таким довольно жестким условиям. Потому что для неустойчивой психики здесь много различных раздражителей: дисциплина, строй, командиры, приказ, распорядок дня. Бесспорно, учитывается и физическая подготовка: подтянуться, пробежать полторы тысячи, сто метров. «Это не что-то сверхъестественное, но дети в Украине, к сожалению, с ослабленным здоровьем», — констатирует Д. Матвийчук.
Учебная программа такая же как и в любой средней школе. Однако обучение профильное: есть классы математического направления, общественно-гуманитарного, естественного. Киевлянин Саша Радковец, который учится в лицее первый год, говорит, что по учебникам здесь почти не учатся — весь материал дают учителя, притом углубленно. Парня привел в этот лицей отец-военный, хотя об армии он и сам мечтал и часто примерял родительские фуражки. Пошел в лицей, поскольку понимал, что школа не даст ему такого образования, а общаясь со своими сверстниками во дворе оказался на дне. При поступлении у Саши возникли трудности из-за медкомиссии, которая сообщила, что он непригоден к службе из-за искривления носовой перегородки. Пришлось сделать операцию, но лицеист сегодня ничуть не жалеет. В перспективе он собирается поступать в университет им. Т. Шевченко, или, возможно, будет продолжать военное дело. Однако, для начала, говорит парень, нужно выдержать полгода в лицее, чтобы не отчислили. Потому что после первого семестра многих отчисляют за неуспеваемость, — после школы это вполне вероятно.
Что и говорить, жизнь в лицее насыщенная. Подъем в 7.00, после чего ребята занимаются зарядкой от 40 минут до часа. Потом застилают кровати и наводят порядок в роте, а также убирают территорию. После утреннего туалета проводится осмотр, когда командиры-светстники проверяют как курсант помылся, в каком состоянии одежда, готовность его к занятиям, потом завтрак, потом уроки. В 12.30 — еще один завтрак, потом опять уроки, которые длятся до 14.40, а после уроков — дополнительные занятия, факультативы, работа в кружках, спортивно- массовая работа, воспитательные мероприятия различного порядка. В 17.30 обед, после него полчаса свободного времени и опять садятся на самостоятельную подготовку — выполняют домашние задания под руководством офицера. В ходе самоподготовки есть пауза для физкультуры, чтобы воспитанники не заснули. А потом ужин, просмотр телевизора, вечерняя проверка и отбой в 22.00. После него до 24.00 желающие лицеисты могут идти в класс и заниматься дополнительно.
Не забывают в лицее и о занятиях для души. Работают кружки: хореографический, драматический, который ведет народная артистка Театра им. И. Франко Галина Яблонская. Есть ансамбль баянистов, но играют ребята и на скрипках, свирелях, гитарах. Для таких талантливых детей также есть определенные льготы при поступлении. А вот чтобы немного разбавить сугубо мужское общество, в частности в танцах, ребятам составляют пару девушки из танцевального кружка. Приглашают их лицеисты и на дискотеки, которые они сами устраивают и следят за порядком. «Огорчительно, — говорит Дмитрий Матвийчук, — что не всегда девушки отвечают требованиям наших юношей. Девушка же должна обладать высоким уровнем культуры, скромностью, должна стимулировать душевные стремления наших ребят. Часто девушки курят в туалете, мы же подозреваем в этом наших лицеистов, которым это строго запрещено вплоть до исключения (такие случаи были). Парень не знает как себя вести с такой девушкой, и результат наших усилий теряется, когда выпускники покидают стены лицея и встречают таких девушек».
Воскресенье в лицее не только выходной, но и культмассовый день: ходят ребята и в театры и в музеи, не только вечером, а и во время занятий — учителя организовывают по программе. Каждый лицеист обязательно должен посещать в течение обучения музеи, театры. В этот день можно пойти в увольнение к родителям, кто местный — с ночевкой. По выходным в зале демонстрируют различные кинофильмы.
Раньше всем очень хотелось домой, некоторые даже плакали, каждую свободную минуту звонили домой и возле таксофонов были длинные очереди. Лицеистов отпускают домой в зависимости от успеваемости: если нет двоек и замечаний к поведению, отпускают с субботы после обеда до 9 часов вечера воскресенья.
Валентина Дмитраш говорит, что не знает, есть ли у нас в Украине еще одно учебное заведение, где настолько бы культивировался культ ребенка, где бы все делалось ради него и принималось такое участие в его жизни. Но главное, по ее мнению, что дети не чувствуют себя здесь ущербными, а наоборот убеждены, что быть лицеистом престижно. Ребята в одиннадцатом классе уже дважды участвовали в параде, который лицеисты открывают ротой барабанщиков и закрывают батальоном. Основная привилегия, по мнению воспитателей, — возможность получить хорошее образование, а также самосовершенствоваться, быть первыми и выполнять взрослые задачи. В частности, лицеисты участвуют в торжествах, встречах почтенных гостей, возложении цветов. «Мы готовим наших воспитанников к поступлению в высшие учебные военные заведения — это ранняя профессиональная ориентация, военно-патриотическое воспитание молодежи. Но льгот при поступлении в эти заведения они, конечно не имеют.
В этом году более 50% выпускников продолжат учебу в высших военных учебных заведениях, а кроме этого, идут в другие силовые структуры. А в общем 90% «богуновцев» поступают в высшие учебные заведения.
Выпуск газеты №:
№211, (2003)Section
Панорама «Дня»