Перейти к основному содержанию

Горькие деньги

Можно ли подать руку человеку, укравшему выплаты остарбайтерам?
04 октября, 00:00

Сегодня в земельном суде немецкого города Хильдесхайма должно состояться очередное заседание по объединенному делу Жердицкого—Диденко, которые обвиняются в хищении DM4 млн., предназначенных для выплат жертвам нацистских репрессий. Деньги, выделенные немецким правительством, поступали в Украину через счета возглявляемого Жердицким «Градобанка». Хотя в 90-е годы исчезло DM86 млн., которые поступили на счет «Градобанка» от немецкого правительства для выплаты компенсаций жертвам нацизма, значительная часть обвинения утратила свою актуальность за давностью.

Случившееся является позором и проблемой исключительно украинской стороны, поскольку Германия «доверила» деньги остарбайтеров официальной структуре, сказал вчера корреспонденту «Дня» директор Сервис-центра «Украина-Европа» Сергей Монченко. По его мнению, причина произошедшего кроется в том, что на протяжении всей истории с выплатами в Украине постоянно менялись люди, ответственные за решение этой проблемы. Отсутствие на этом посту постоянного человека, который мог бы нести ответственность, по словам С. Монченка, не может негативно не влиять на ситуацию с выплатами. Правда, как отметил С. Монченко, позавчера в СНБОУ представители немецких организаций, занимающихся последствиями Второй мировой войны, предложили украинской стороне свои услуги по созданию украинско-немецкой группы по изучению и решению этих проблем. Ранее подобная группа уже существовала, однако тогда Украина отказалась от услуг немецкой стороны.

В то же время, первый помощник главы правления Фонда «Взаимопонимание и примирение» Степан Косяк считает, что несмотря на то, что история с похищенными средствами серьезно повлияла на имидж Украины на международной арене, поднимать эту проблему сейчас не актуально, поскольку правительство Украины возместило ущерб и выплаты жертвам нацизма проходят в установленном режиме. С. Косяк также заверил, что все претендующие на выплаты украинцы свои деньги получат.

Однако вопрос не просто в имидже Украины в мире, и даже не в том, что остарбайтеры наконец-то получат то, что им дало германское правительство. Если мы забудем эту позорную историю, такие ситуации будут повторяться снова и снова. Если хотите — это тест для общества: сможет ли оно выработать силу отторжения от тех, которые могут без зазрения совести «увести» деньги людей — уже старых и изможденных, которые свою молодость провели на каторжных работах или в концлагерях. Зайдите в фонд, посмотрите на лица переживших ужасы нацизма, послушайте их... Сможете ли вы тогда забыть «историю» с «Градобанком»?

Горькие деньги

...Многочасовые очереди вчера в коридорах фонда доказывали, что надежда украинских пенсионеров на получение денег еще жива. Муж Тамары Романовны Федоровой Владимир был в нескольких немецких концлагерях. Документы, подтверждающие это, сами же немцы уничтожили, однако навсегда запомнил Владимир Федоров свой лагерный номер. Немецкая сторона подтвердила, что человек с таким номером действительно пребывал в концлагере Заксенхаузен, однако на то, чтобы подтвердить личность В. Федорова, требуется время. Тамара Романовна переживает, что до окончания срока подачи заявок на выплаты может не успеть собрать нужные документы. Да и сил бумажная волокита отбирает немало...

Екатерина Андреевна Дорошенко также приходит в фонд по делам мужа не первый раз. По ее словам, предоставленные документы чем-то смутили чиновника, обвинившего семью в том, что бумаги «не настоящие». Опровергнуть данное Василий Дорошенко, к сожалению, не смог, поскольку страдает склерозом, видимо этим и укрепив подозрения работника фонда. «Откопав»-таки в архивах «настоящие» документы, Е. Дорошенко решила попытать счастья вторично, поскольку в деньгах на лекарства и пропитание семья остро нуждается.

Татьяне Козловой хоть и посчастливилось не увидеть ужасы концентрационных лагерей, с болью вспоминает молодость, проведенную в Германии. «Никто не принимал во внимание то, что порою девушкам приходилось выполнять самую тяжелую мужскую работу. Жили в специальном лагере в неотапливаемых помещениях, каждый вечер нас запирали и пересчитывали, засыпали совершенно «разбитые» под лай охраняющих нас собак», — вспоминает она.

Татьяна Петровна приветствует инициативу немецкой стороны компенсировать оставленное нашими гражданами в Германии здоровье, однако считает что процесс получения выплат забирает здоровья не меньше. «Больным старикам приходится выстаивать многочасовые очереди только для того, чтобы выяснить механизм получения выплат, немало времени уходит на оформление документов. Не знаю, какая из сторон создает эти проблемы, однако и без того немало выстрадавших людей это унижает», — говорит Т. Козлова

По словам С. Монченко затягивание выплат «благодаря» бесконечной бумажной волоките связано в первую очередь с тем, что между Украиной и Германией отсутствует прозрачное информационное поле по обмену данными. Он также отметил, что число украинских граждан, получивших помощь из Германии могло быть куда большим, если бы в Украине менее жестко устанавливались рамки по определению того, кого относить к разряду остарбайтеров. Ведь, по его словам, некоторые категории населения, не имеющие в Украине права получать выплаты, по европейским законам считаются жертвами нацизма, а, значит, могут рассчитывать на компенсацию. Причем, как отметил С. Монченко, Германия не отказывалась зарезервировать на выплаты куда большую сумму.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать