Готовность к поражению. Как это лечится?
Евгений ГОЛОВАХА: Для нас сейчас как раз важна смена, приход людей, с которыми действительно можно связывать принципиальные изменения
Читатели «Дня», наверное, знают, что на нашем сайте есть рубрика «Опрос». Обычно это вопросы по поводу текущих политических событий. Последний, более общий, вопрос звучал так: «Сценарий будущего в Украине: откуда могут прийти качественные изменения?»
И три варианта ответа:
— Украинцам хватит внутренних сил;
— Изменения в Украине произойдут под давлением Запада;
— В результате революционных событий или очередной «перестройки» в России.
Интернет-пользователям также было предложено оставить свой вариант.
Это опрос вызвал небывалый ажиотаж (к моменту подготовки материала в нем приняли участие более двух с половиной тысяч человек). Но его результаты, честно говоря, нас не порадовали. Второй и третий пункт все время шли «ноздря в ноздрю». «Запад» буквально на пару процентов обошел «Россию» (35% и 33%). А меньше всех набрал первый вариант — «Украинцам хватит внутренних сил» (27%).
Среди «своих вариантов» было довольно много агрессивных (хотя это и странно для нашей аудитории) вроде: «Достали ваши изменения: чем больше времени существует псевдооранжевая и вот голубая демократия, тем сильнее хочется в Советский Союз».
В нашем опросе также поучаствовал известный социолог Евгений Головаха. Правда, Евгений Иванович оказался в меньшинстве — проголосовал за первый вариант.
— Да, это оказался не самый популярный вариант. И меня это несколько удивило, — признался он в разговоре с «Днем». — Это называется «комплекс выученной беспомощности». Это когда человек многократно пытается чего-либо добиться и ничего не добивается. У него формируется комплекс превентивной беспомощности — перед тем, как браться за новые дела, он уже заранее готов к поражению и к тому, что ничего не сможет сделать. Такой феномен неоднократно фиксировали психологи в экспериментах.
Я думаю, что по аналогии с этим можно говорить о выученной беспомощности государства. В Украине неоднократно пытались изменить ситуацию и путем Майдана, и путем, к счастью, демократических выборов, и каждый раз результат разочаровывал. Мол, мы сами ничего не можем — заграница нам поможет.
Это, конечно, плохо для страны, потому что вера в свои силы и возможности, вера в успех — это само по себе является мощным фактором для позитивных преобразований. Отсюда консервативное голосование — сделать ничего нельзя, но будем голосовать за тех же самых. А для нас сейчас как раз важна смена, приход людей, с которыми действительно можно связывать принципиальные изменения, а не очередной виток выживания и разочарования.
Поэтому, я думаю, задача средств массовой информации и тех интеллектуальных сил, которые еще остаются в стране (а сейчас миграционные настроения, думаю, будут возрастать, особенно в национал-демократической части наших интеллектуалов), — формировать у людей представление, что все равно все остается в их руках. И надежда на то, что кто-то за тебя решит твои проблемы, во многом призрачна и эфемерна. Никакое давление (ни Запада, ни России) принципиально страну не изменит. Будет, наоборот, формировать подчиненное положение.
На самом деле этот комплекс поддается лечению. Есть государства, которые сталкивались с массой неудач, а потом добивались больших успехов, опираясь на те внутренние ресурсы, которые есть в стране. Главное — это собственная вера, собственное усилие и отказ от превентивного фатализма.
Выпуск газеты №:
№213, (2011)Section
Панорама «Дня»