Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гранд-концерт Арво Пярта

В Национальной филармонии отметили юбилей великого эстонского композитора
28 марта, 21:10
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Все народы, живущие и когда-либо жившие на земле, уникальны и вносят свой неповторимый вклад в мировую культуру. Наш современник эстонец Арво Пярт, являясь гордостью своей нации, стал воистину человеком мира. Его музыка звучит на всех континентах. Знают и любят его творчество и у нас — в Украине. Это еще раз подтвердил авторский концерт, который прошел в Национальной филармонии и был посвящен 75-летию со дня рождения композитора.

Каждое время любит сетовать на то, как скудеют таланты, уходят в прошлое величайшие достижения классического искусства. И всегда эти жалобы оказываются необоснованными. Не подтверждается и расхожее мнение о том, что в наш жестокий век мировых катаклизмов исчезает потребность в красоте, истине, в утверждении вечных ценностей, которые постигаются через живое общение человека с Богом. Как никакое другое искусство, прикоснуться к Божественным тайнам помогает музыка. Первыми музыкантами, возносившими хвалу Творцу, были ангелы. Ангельскому пению стала подражать музыка, сопровождавшая Богослужение. Великие музыкальные традиции христианской церкви создавались мастерами Средневековья. На их достижениях базировался весь дальнейший путь европейской профессиональной музыки. И Арво Пярт, который начинал как увлекавшийся новыми техническими возможностями художник авангардного направления, в период пережитого им духовного и творческого кризиса обратился к серьезному изучению средневековой музыки. Одновременно его приняла в свое лоно Православная церковь.

Так на пересечении традиций католического Запада и православной культуры сформировался его собственный зрелый стиль, неразрывно связанный с сакральной тематикой и с богослужебными церковными жанрами.

Композитор подчинил себя строгой духовной дисциплине и системе ограничений, поставил во главу угла скромность и ясность музыкальных высказываний. Эволюция музыкального языка академической музыки вела ко все большему его усложнению. Нагромождение изощренных приемов, технические ухищрения достигли апогея в эпоху модернизма и авангардных течений ХХ века. Освоив эти уроки, Арво Пярт заново открыл красоту простого трезвучия, выразительность отдельного звука и озвученных в музыке сокровенных слов молитвы. Его символом веры как музыканта и человека стало смирение, а также высочайшая ответственность, которую требует избранный им путь служения.

Настоящий художник всегда пребывает в движении, постоянно ставит перед собой новые задачи. О творческой неуспокоенности свидетельствуют и последние сочинения Пярта, с которыми на киевском концерте познакомили слушателей дирижер Роман Кофман, Симфонический оркестр Национальной филармонии и камерный хор «Кредо» под управлением Богдана Плиша. Казалось бы, в своей Четвертой симфонии, написанной в 2008 году по совместному заказу Филармонической ассоциации Лос-Анджелиса, Международного музыкального фестиваля Канберри/Ars Musica Australis и Сиднейской консерватории, композитор возвращается после долгого перерыва к ведущему светскому жанру классико-романтической эпохи. Но и в этом произведении целое формирует скрытая связь с сакральным текстом и с одним из церковных жанров — Каноном ангелу-хранителю. Канон имеет свою четкую структуру и состоит из девяти песен. Подобная структура отражается в симфонии, которая развертывается как цепь сменяющих друг друга, отделяемых паузами фрагментов. Их объединяет состояние сосредоточенности, рождение музыки из тишины, речевой характер мелодики в духе одноголосных знаменных распевов. Отдельные эпизоды организованы на основе строгого ритма хорала, а сквозной лейтритм литавр и ансамбль ударных инструментов словно бы имитируют отдаленное звучание колокола. Драматизм носит скрытый характер. Он проявляется в сдержанных эмоциональных всплесках, в общем минорном колорите, в тревожно-настороженном пиццикато струнных инструментов и в отдельных стонущих мотивах. Симфония написана для струнного оркестра, арфы, литавр и ударных инструментов.

Во втором отделении прозвучали небольшая пьеса для струнного оркестра и ударных инструментов «Силуэт» и «Плач Адама» для смешанного хора и струнного оркестра, в котором озвучен русский текст Преподобного Силуана Афонского. «Силуэт» (2009) построен на единой линии динамического нарастания и постепенного заполнения звукового пространства. После того, как в яркой кульминации словно бы слышится наполняющее воздух гулкое колокольное звучание, в коде возвращается начальная атмосфера трепетной тишины, в которой из отдельных последовательно возникающих «звуковых точек» собирается финальное созвучие.

«Плач Адама» (2010) был написан по заказу двух культурных столиц Европы, Стамбула и Таллинна. На 38-м Международном музыкальном фестивале в Стамбуле состоялась его премьера. Произведение построено как исповедь скорбной души. В нем господствует сдержанный эмоциональный тон, выразительно сопоставляются реплики мужских и женских голосов, использованы контрасты темных и более светлых красок. Составляющая содержание текста вековечная тоска праотца человечества о потерянном рае выражена в музыке без внешней экспрессии и надрыва, тем с большой силой передано потрясающее все существо грешной души глубокое внутреннее чувство сожаления, раскаянья, скорбных стенаний.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

После концерта, воспринятого всеми присутствующими как откровение и незабываемое событие своими воспоминаниями о встречах с Арво Пяртом и впечатлениями от вечера «Дню» рассказал наш украинский соратник и побратим эстонского маэстро композитор Валентин СИЛЬВЕСТРОВ.

— Арво Пярта я знаю давно, еще с тех времен, когда мы попали в общую компанию «нехороших» молодых композиторов и удостоились особой чести упоминания на страницах газеты «Правда», где нас публично прорабатывали и казнили как политически неблагонадежных нарушителей устоев соцреализма. В Киев Пярт впервые приезжал как автор музыки к кинофильму, который здесь снимался. Тогда работа в кино была спасительной гаванью для многих из нас, давая возможности выжить, когда в Советском Союзе нашу музыку запрещали исполнять и ставили нам в укор, что она вызывала большой интерес на Западе. Но все же в Киеве во многом благодаря инициативе дирижера Романа Кофмана звучала в те непростые времена и музыка Альфреда Шнитке, и был исполнен двойной Итальянский концерт Пярта, а позднее и его произведение для двух скрипок с камерным оркестром, которое ознаменовало поворот к новому стилевому периоду. Автор дал ему красноречивое название «Tabula rasa», что означает «чистая доска».

После отъезда Арво Пярта из Советского Союза в 1980 году наши контакты не прервались, но может быть стали даже более активными. Мы встречались в разных городах, и в Берлине, и в Москве, и в Таллине. Последняя встреча состоялась относительно недавно, в ноябре 2010 года. В Москве в Рахманиновском зале состоялась премьера его 4-й симфонии, а во втором отделении звучали мои хоровые произведения на духовные тексты и фортепианные багатели.

Что я могу сказать о нынешнем киевском концерте? Для симфонии и «Плача Адама» решающую роль играет их связь со словом, хотя в одном случае она скрытая, в другом — явная. Этим объясняются многие их особенности, и тут лежит ключ к их пониманию. В отличие от этого, «Силуэт» организован на основе чисто музыкальных законов и музыкальной логики. Поэтому, на мой взгляд, не имеет большого значения то, что автор посвятил его Густаву Эйфелю. И не обязательно, чтобы при слушанье музыки конкретно возникал в воображении силуэт Эйфелевой башни.

Прекрасной была атмосфера концерта! Во многом тут сыграло роль удачное исполнение. Но самое удивительно, что эта музыка, скромная, лишенная внешней эффектности, так горячо воспринималась публикой. И дело тут не только в самой музыке, а в том смиренном послании, которое она несет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать