Перейти к основному содержанию

Григорий ОНИЩЕНКО: «Нас не любят ни бандиты, ни государство»

22 октября, 00:00

Подавляющая часть сотрудников Украинской Федерации работников негосударственных служб безопасности — бывшие труженики органов государственных. «Палки в колеса» развивающейся федерации, в этом году отметившей свое трехлетие, сегодня вставляет... само государство, узрев в ней... конкурента подразделениям многочисленных силовых ведомств, борющихся с преступностью.

О том, почему в Украине с трудом прививается ставшая давно обыденной для цивилизованных государств практика частнопрактикующих охранных служб — интервью с Григорием Онищенко, президентом УФРНСБ.

— Как сегодня криминалитет, снискавший печальную славу «дарователя «крыш», реагирует на конкуренцию со стороны негосударственных служб безопасности?

— Сегодня коммерческие структуры охраняются или милицией, или негосударственными службами. Либо остались под криминальными авторитетами. Криминальные авторитеты понимают, что когда они будут претендовать на объекты, где работает милиция или негосударственные службы безопасности — у них возникнут неприятности. В последнее время бизнесмены всячески пытаются уйти от этих «крыш», называемых криминальными структурами, и бегут к нам. Потому что бандитье непредсказуемо — сегодня одну цену «за услуги» устанавливает, завтра другую, послезавтра вообще может забрать фирму «под себя».

— Что из себя представляет ваша федерация? Цель ее создания.

— Федерация — общественная организация, которая объединила в своих рядах около 150 фирм по всей Украине. Это в основном охранные фирмы, фирмы, которые обеспечивают защищающей техникой и оборудованием помещения блокируя от проникновения фирмы, которые дают информационно-аналитические материалы и фирмы юридические. В состав федерации входят службы безопасности крупных банков и компаний. Была создана она чуть более трех лет назад. Основная цель федерации — социальная, юридическая, экономическая защита наших фирм — субъектов федерации. Используя мощный аппарат юристов, которые имеют большой опыт работы в МВД, в СБУ, в прокуратуре, в Министерстве юстиции мы пока довольно успешно справляемся с этими задачами.

— Почему, по вашему мнению, в нашей стране необходимо развитие именно негосударственных служб безопасности?

— От развития негосударственных структур страна только выиграет. Во первых, государство, не затратив ни копейки, получит значительный доход в казну от сбора налогов. Во вторых, официальные органы — та же милиция, занимались бы борьбой с преступностью, а не охраной ларьков, магазинов, других коммерческих структур. Уже не секрет, что, если я нанимаю на работу милиционеров, я хочу, чтобы это были преданные мне люди, я им доплачиваю, поэтому они будут работать уже не на милицию, а на меня. Это прямой путь к коррумпированности, сращиванию коммерческих структур с правоохранительными органами. В третьих, огромная армия людей, которых увольняют из армии, милиции, СБУ будет находить себе работу в цивилизованных фирмах, а не применять свои познания и навыки на службе криминальных структур, как это нередко происходит сейчас.

— С какими трудностями в работе вы сталкиваетесь?

— Недостаточное взаимопонимание с правоохранительными органами. В нас видят... конкурентов, пытаются искать всевозможные компрометирующие материалы на наших работников, чтобы по возможности лишить лицензии. Хотя в органах внутренних дел тоже имеется немалое число криминализировавшихся сотрудников. Ежегодно из милиции увольняют тысячи работников за нарушения законодательства, возбуждают уголовные дела. Но ни одно из уголовных или служебных нарушений не повлекли за собой закрытие отдела, в котором этот служащий работал. У нас достаточно самого мелкого нарушения для того, чтобы отказали в продлении лицензии. Все направлено на то, чтобы нас как можно больше «закрывать», запрещать. Вторая по значимости проблема — отсутствие законодательства.

— Ваши коллеги из негосударственных служб безопасности говорят об этом постоянно из года в год...

— Ситуация сложная. С 1991 года разрабатывались проекты законов о негосударственных охранных детективных фирмах, об оружии. Закон об оружии дважды заслушивался на Верховной Раде: не хватило буквально нескольких голосов для того, чтобы этот закон был принят. А закон о негосударственной охранной и детективной службе вообще не был вынесен на рассмотрение ВР, хотя он и нашел поддержку у депутатов профильной комиссии. Надеюсь на понимание нового созыва парламентариев.

Сегодня наши работники вооружены газовыми баллонами различных модификаций, дубинками. Даже наручники нам нельзя использовать. При нападении на объект и задержании людей, которые занимались хищением на этом объекте, нам приходится злоумышленникам руки связывать веревкой.

Я считаю, что давно уже назрело время отменить распоряжение Кабинета Министров, запрещающее использовать спецсредства при несении охраны негосударственными службами безопасности. Охранники, которые стоят безоружные и противостоят вооруженным преступникам, — неравное соотношение сил. Такой подход нам непонятен, потому что работают у нас в основном люди, которые всю жизнь имели дело с оружием. Я за всю свою службу в армии стрелял буквально из всего, даже из зенитных установок, но мне не доверяют пистолет. А милиционеру два-три раза показали в учебке как стрелять, и ему доверяют ношение автомата, он надевает форму и уже является представителем власти. Наши руководители правоохранительных органов, лоббирующие запреты, мыслят еще старыми категориями: легче запретить, тогда спокойнее будет спать.

— Каковы принципы отбора на работу в детективные фирмы возглавляемой вами ассоциации?

— Мы не берем людей «с улицы». Руководствуемся рекомендациями тех, кто уже работал в правоохранительных органах или сейчас работает. Мы берем человека минимум на месяц испытательного срока, проверяем в причастности к различным криминальным структурам, изучаем характеристику, даваемую сослуживцами соискателя по предыдущим местам работы, анализируем причины его ухода с предыдущей работы. После этого человек заканчивает курсы подготовки охранника. У нас создана целая система таких курсов — охранников и телохранителей. Затем мы сдаем документы государственной охране для приема экзаменов, получения удостоверения. Управление проверяет их по своим милицейским учетам. И непонятно поведение некоторых правоохранительных органов, которые через год, два говорят, что кто-то у нас связан с криминальной структурой. Но вы же проверяли! Вы давали нам данные о том, что все нормально, все чисто...

— Вы несете материальную ответственность перед фирмами, востребовавшими ваши услуги?

— Согласно договору на охрану в случае ограбления на охраняемом объекте мы полностью возмещаем убытки. Но стопроцентных гарантий ЗАЩИТЫ у нас нет; дать такие гарантии не может ни милиция, ни мы. Многих людей, которых охраняли весьма грамотные профессионалы, все равно убивали. От профессионального киллера защиты нет.

— Каковы ваши возможности по защите клиентов от экономического риска?

— Информационно-аналитический центр имеет большой банк данных фирм-«кидал», фирм, которые реально не существует. Банк данных по банкротам — один из самых крупных в Украине. При необходимости мы можем собрать данные о фирмах не только у нас в стране, но и за рубежом, заручившись помощью коллег из этих стран.

— Какие отношения сложились у частных охранных и детективных фирм с государственными органами?

— Мы пытаемся быть их помощниками, но они не хотят этого, видя в нас конкурентов. Если мы законодательно добьемся того, что милиция сократится в количестве и станет сугубо профессиональной, будет бороться с уголовными преступлениями, а негосударственные службы безопасности будут выполнять охранные функции, мы будем прекрасно работать не пересекаясь. Милиция прекрасно может расширить свое влияние, уменьшая сферу влияния криминалитета.

Несмотря на непонимание некоторых руководителей правоохранительных органов, мы стремимся к сотрудничеству. Хотим, чтобы использовали наш потенциал, хотим приносить пользу обществу, а значит — государству.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать