И все-таки рыночная...
ЕС наградил Украину статусомЕвропейский Союз официально признал Украину страной с рыночной экономикой. Об этом вчера заявил премьер-министр Юрий Ехануров. На фоне заострения отношений Украины с Россией такой «подарок» выглядит более, чем символически. Особенно на фоне попыток Москвы привлечь внимание брюссельских чиновников к якобы «нерыночному» поведению Киева в газовом вопросе.
«В Брюсселе в официальном журнале Евросоюза напечатано, что Совет министров ЕС 21 декабря официально признал Украину страной с рыночной экономикой», — сказал вчера глава украинского правительства. Он также отметил, что до 23 января 2006 года планируется завершить все процедуры, необходимые для предоставления статуса страны с рыночной экономикой со стороны США. По словам премьера, ожидается, что США предоставят Украине такой статус 27 января. Вряд ли возможно точно выяснить, с чем связано утверждение решения Брюсселем именно во время напряжения в украинско-российских отношениях. Однако украинскими дипломатами, политиками оно расшифровывалось как однозначная поддержка действий Киева — в том числе и в переговорах с Россией. Москва в последние недели активно пыталась испортить имидж украинского руководства в глазах «еэсовских» чиновников посредством газовой проблемы: мол, обратите внимание на безответственность своего партнера... Однако произошло иначе.
На днях Европейский Союз высказался за продолжение переговоров между Украиной и Россией с целью достижения взаимоприемлемого решения по газовому вопросу, что предполагает ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕСМОТР ЦЕН, как на поставку, так и на транзит газа. Эту позицию озвучил спикер Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьера Соланы Кристина Галлах. Она отметила, что ЕС ожидает от обеих сторон как Украины, так и России, бесперебойных поставок газа европейским потребителям, о чем раньше неоднократно заявлялось и Киевом, и Москвой. «Достижение компромисса по газовому вопросу отвечает интересам всех сторон», — подчеркнула Галлах. В дипломатии главное — нюансы и намеки. Основной нюанс этого сообщения заключается в фразе «постепенный пересмотр цен». На этом в переговорах с Россией настаивает и Украина.
Вчера же в интервью одному из киевских изданий комиссар Евросоюза по внешним отношениям и европейской политике Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что ЕС рассмотрит возможность вмешательства в газовый конфликт между Украиной и Россией, если эти страны не смогут найти компромисс. «Если проблема будет действительно большая, посмотрим», — сказала еврокомиссар. По ее словами, переговоры Украины и России по газу — это вопрос двусторонних отношений, и ЕС «приветствует достижение справедливого компромисса между сторонами». Она также отметила, что «сотрудничество ЕС с Украиной в энергетической сфере поможет Украине приспособиться к рыночным ценам, а также внедрить энергосберегающие технологии».
Впрочем, позиция Евросоюза еще не является поводом думать, что она каким-то образом поспособствует разрешению газового вопроса. Некоторые страны не в меньшей степени зависят от российских энергоносителей, нежели Украина, а поэтому успокаиваться украинским переговорщикам пока что не следует. В этом контексте странным показалось вчерашнее заявление главы Секретариата Президента Олега Рыбачука, который, согласно сообщениям информагентств, высказал уверенность в том, что Украина выиграла информационную войну в Российской Федерации по газовому вопросу. «Мы выигрываем в информационном плане», — заявил он. По словам О. Рыбачука, Европа поддерживает позицию Украины, и европейские дипломаты надеются, что между двумя странами будет достигнуто понимание. Возникает естественный вопрос: Украина проводит с Россией серьезные переговоры или участвует в информационных войнах? С российской стороны можно было наблюдать элементы информационной атаки, однако никто из российских чиновников не отважился признать, что они были как-то к этому причастны... В мире, безусловно, следят за событиями на украинско-российском «фронте». И, без сомнения, другие страны составляют свое мнение о ходе событий. ЕС, похоже, больше склоняется к поддержке Украины. Это — действительно аргумент в переговорах с Москвой. Однако положение вещей может измениться, когда Киев хотя бы намекнет на несерьезность своего поведения в переговорном процессе.
Жесткий подход россиян, которые в кое в чем, возможно, переигрывали, оказался неэффективным. Особенно острым и необоснованным было недавнее заявление Сергея Ястржембского, помощника президента России, спецпредставителя главы государства по вопросам развития отношений по ЕС.
Он высказал уверенность, что ЕС должен бы сыграть более важную роль в газовой дискуссии Киева и Москвы: «Тут, конечно, ЕС можно было бы посоветовать сыграть более активную роль, потому что он недавно предоставил Украине статус рыночного государства». Он отметил, что «неудобно говорить азбучные истины, но статус рыночного государства должен устранить вообще разговоры о любых бартерах и так далее». «Но, видимо, профессорам ЕС следует поговорить об этом с теми, кто принимает соответствующие решения в Украине», — отметил помощник российского президента.
Заявление прозвучало как своеобразный вызов Евросоюзу. Причем вызов от страны, которая сама получила рыночный статус вовсе не за достижения в экономической сфере. Можно, например, напомнить, что представители промышленности ЕС решительно выступали против предоставления России в 2002 году статуса рыночной экономики. Основной причиной для этого были механизмы формирования цен на газ. В материалах жалобы европейской промышленности, поданной даже в этом году, через три года после предоставления России рыночного статуса, утверждается, что «определенные страны, особенно Россия, практикуют двойное ценообразование; газ на внутреннем рынке для промышленных пользователей продается по нерыночным, заниженным ценам, в то же время экспортные цены устанавливаются на максимально возможном уровне». Можно вспомнить и другие факты — о провозглашении России рыночным государством. Это произошло 29 мая 2002 года во время двустороннего саммита. Тогда делегация Евросоюза предоставила России рыночный статус без предварительного согласования со всеми государствами-членами ЕС, что вызвало бурную реакцию внутри Союза как на уровне европейских образований, так и «еэсовской» промышленности. Россию приняли «авансом», при условии, что она проведет дополнительные рыночные реформы, особенно в сфере энергетики. Этого, как видим, до сих пор не произошло. Стоит ли «бросаться» при подобных условиях острыми заявлениями?
КОММЕНТАРИИ
Евгений НИКОЛАЕВ , эксперт Центра структурного прогнозирования:
— Статус страны с рыночной экономикой — это больше политический, чем экономический жест. Я прихожу к выводу, что сегодняшние достижения руководства страны и долгожданный статус слишком незначительны. Но так как других нет, раздуваем и афишируем то, что имеем. В общем, рыночный статус — вовсе не вопрос состояния нашей экономики. Зато это повод для политических заявлений российских политиков, использующих сегодня любые аргументы, чтобы отстоять свою юридически не совсем обоснованную позицию по газовым вопросам. Опять же выдвигают политический тезис: если Украина с рыночной экономикой, то пусть платит.
Александр ОЛИЙНЫК , эксперт Института реформ:
— Фактически страна, которая получает статус страны с рыночной экономикой, становится полноценным субъектом внешнеэкономических отношений, мировой общеэкономической деятельности. Любые дискриминационные действия, наподобие антидемпинговых расследований, недопущения на рынки других стран, против этой страны, ее бизнеса, уже не будут применяться. Поэтому несмотря на то, что мы уже пятнадцать лет считаем, что у нас рыночная экономика, только сейчас это будет подтверждено официально Евросоюзом и, по прогнозам, через месяц-полтора Соединенными Штатами. Соответственно обретение нашего членства в ВТО будет намного более легким процессом, когда мы будем иметь такой статус. И возможно, наши планы евроинтеграции будут намного проще реализовываться, когда мы будем в равном положении со странами ЕС. Но классическое правило гласит, что нет ни одного закона без исключения и, соответственно, отношения России и Украины в газовой сфере или проблематика платы России за Черноморский флот являются такими исключениями. Рафинированных рыночных отношений во всех сферах нет ни в одной стране — каждая имеет определенные ограничения. Поэтому, если есть определенные факты нерыночного ценообразования, нельзя говорить, что это совершенно нерыночная страна. Это абсолютно заполитизирванные вещи, которые переносятся на экономические отношения.
Выпуск газеты №:
№239, (2005)Section
Панорама «Дня»