...И завтра снова будет Днепр
Если сегодня мы сможем его оздоровить![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040708/4117-1-1_0.jpg)
Кто-то из мудрых людей сказал, что страна, у которой есть великая река, имеет особую биографию. И зачастую по отношению людей к реке можно судить, достойны ли они этой самой особой биографии. Поэтому нельзя не порадоваться «праздничному» дебюту, который состоялся вчера в столице. В конце прошлого года Киеврада постановила расширить перечень массовых мероприятий в городе и учредила День Днепра. Дабы «донести до граждан современные экологические проблемы водоема». К слову, ту же цель нынче преследует в Украине бесчисленное количество сайтов и проектов. Одним из ноу-хау стала «эксплуатация» Днепра в качестве музы. За удачное использование названия реки в стихах и интересные тематические пейзажи школьники могут получить ценные призы.
Впрочем, днепровские проблемы не улетучиваются сами по себе по мере того, как общественность в них погружается. К примеру, последнее исследование бассейна Днепра, проведенное в рамках программы ПРООН — ГЭФ показало, что Украина лидирует по количеству проблемных участков. Если на территорию России и Беларуси приходится по пять так называемых горячих точек, то в Украине их вдвое больше. В первую очередь, «портят» картину Киевский и Херсонский водоканалы, Никопольский коксохимический завод и, конечно же, «Запорожсталь» (у региона, где он находится, сегодня есть все основания бить в набат). Днепр в районе Запорожья имеет самое высокое в Украине содержание тяжелых металлов, а вдобавок превышает в 2,4 раза норму по нитратам и в 5 раз — по нефтепродуктам. Природную способность к самоочищению вода утратила здесь уже давно — необходимого для этого процесса кислорода осталось меньше половины. В районе Запорожья уже десять лет как не купаются, улов рыбы снизился в десять раз, и врачи во избежание неприятностей настоятельно рекомендуют употреблять речную живность не чаще, чем раз в месяц.
В целом же, международные эксперты оценили Днепр как «умеренно загрязненный водоем». На границе с Россией он оказался несколько чище, чем на границе с Беларусью — здесь обнаружили заметное превышение нормы по показателям цезия и стронция. Кроме того, существенно уменьшилась и лесная зона, что может привести к нарушению водообмена и уже спровоцировало исчезновение 11 видов растений. В среднем, показатели в Днепре превышены по 16 параметрам, но наиболее тревожными, хоть и ожидаемыми, оказались результаты по железу и марганцу. Причина: предприятия продолжают «организовывать» стоки в местах водосбора рек бассейна. Одна только Днепродзержинская ГЭС сбрасывает в воду около 1,1 миллиарда кубических метров загрязнителей.
«Воспитание» предприятий — отдельная тема. Эксперты утверждают, что без их помощи попытки оздоровить Днепр (впрочем, как и другие украинские водоемы) напоминают борьбу с ветряными мельницами. Даже самые современные автономные сооружения для очистки будут куда менее эффективными, нежели чистые технологии на самих предприятиях. Последние же, как правило, считают для себя выгоднее платить эконалог, нежели вкладывать деньги в модернизацию. Как отметил ранее в интервью «Дню» министр охраны окружающей природной среды Сергей Поляков, рискнули «очиститься» лишь единицы. Хотя в данном случае бьющее по карману капиталовложение окажется в будущем экономией.
В итоге воду из имеющихся теперь в наличии «грязных» и «умеренно загрязненных» рек не могут привести в норму даже современные европейские технологии. Об отечественных, с полувековым «стажем», умолчим. И хотя в Министерстве охраны окружающей природной среды утверждают, что 30 миллионов украинцев, использующих для питья днепровскую воду, — в безопасности, ученые указывают на одно «но». В Институте экогигиены и токсикологии заявляют, что очистительные сооружения просто могут «не заметить», скажем, солей тяжелых металлов или радионуклиды. К тому же в Европе воду принято обследовать по 45—60 показателям, а в Украине — лишь по 23. И это при том, что потребление чрезмерно обогащенной железом и фтором воды ведет к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, а свинца — к гипертонии, малокровию.
Как известно, год назад выход из сложившейся ситуации решили искать сообща — Россия, Украина и Беларусь, подобно странам бассейна Дуная, подписали соглашение о сотрудничестве в сфере экологического оздоровления Днепра. Помимо «славянского союза», существует и ряд других документов, а также Национальная программа, утвержденная Кабмином. Однако из необходимого на то, чтобы «процесс пошел» миллиарда долларов, «с миру по нитке» удалось собрать лишь 250 миллионов.
Выпуск газеты №:
№117, (2004)Section
Панорама «Дня»