Идем в школу!
Чего дети и родители ожидают от образования
Нетерпение, предшествующее 1 сентября, будучи школьниками, мы всегда держали втайне. Вслух жаловались на приближение осени, конец каникул, грядущие контрольные по математике и химии (а химичка всегда устраивала контрольную на первом же уроке — для скорейшего вспоминания пройденного в прошлом году материала), на жесткую дисциплину и непонятные правила. Хотя на самом деле идти в школу 1 сентября всегда хотелось — иногда даже сильнее, чем уходить на каникулы.
Потому что на первый звонок все приходили радостные и нарядные — а ведь с белым бантом в волосах и вправду лучше чувствуется торжественность момента. Потому что в первый же день давали новые книги — их по страничке мы в тот же первый день сентября перелистывали дома, с волнением думая: неужели все это мы будем знать, неужели мы сможем понять все это и выучить? Потому что появлялся хотя бы один новый одноклассник, с которым можно было подружиться, и обязательно появлялись новые учителя и новые предметы — фамилии и названия которых мы аккуратно переписывали с доски в дневник... Потому что список литературы, в который, конечно же, никто не заглядывал летом — и так есть что почитать! — теперь следовало все- таки прочесть, и преподавательница еще раз повторяла слышанные раньше от взрослых имена писателей и названия их романов, каждый из которых был одним из лучших в мире — ведь иначе что ему делать в школьной программе! А чего стоило мгновение, когда в красивой, любовно выбранной на школьном базаре тетрадке, появляется сделанная фиолетового цвета пастой надпись «1 сентября. Классная работа»... Словом, не хотеть в школу было просто невозможно.
Поэтому какие бы реформы ни переживало отечественное образование, можно с уверенностью сказать, что хотят в школу 5 миллионов 100 тысяч девочек и мальчиков, которые сегодня пошли в 20 тысяч школ. И все же, какие претензии имеют дети к нынешнему учебному процессу?
Согласно мини-опросу, проведенному возле одной из школ, детям хотелось бы большего понимания со стороны преподавателей. Особенно на несговорчивость педагогов жалуются старшеклассники: «У нас действует принцип: если ты жив — значит должен был сделать домашнее задание, — рассказывает девятиклассница Ирина. — Но ведь на самом деле учителя тоже люди, и они должны понимать, что нам задают на дом очень много, а еще у нас есть другие дела — помочь родителям по дому, я хожу в спортивную школу, погулять тоже необходимо... Не всегда успеваешь все. И тебя несправедливо зачисляют в двоечники...».
Ученики помладше, наоборот, учителями своими очень довольны и ни на что не жалуются. «Хочешь в школу?» «Хочу, — застенчиво ответила третьеклассница Аня. — Там весело и интересно». «Мы ее даже на год раньше отдали в школу, — объяснила мама Татьяна Витальевна. — Так хотела побыстрее учиться. Пока на отлично!».
О празднике Первого звонка и качестве отечественного образования мы расспросили также известных украинцев, которые повели сегодня в школу своих детей.
«Моя дочь идет в шестой класс школы №26, — рассказала «Дню» певица Мария БУРМАКА. — Для нас она лучшая, потому что самая близкая — это, я считаю, очень важно, так как ребенку не нужно вставать на час раньше. Но и вообще в целом нашей школой мы довольны. Хотелось бы еще, чтобы из года в год чиновники не придумывали для школьников дополнительные сложности. Появляются какие-то новые предметы, которые наше поколение не учило и без которых, скажу вам как человек, достигший успеха, вполне можно обойтись. Не в восторге я от перехода на 12-летнее обучение и на 12-балльную систему оценивания... Даже в музыкальной школе, где моя дочь занимается по классу гитары, появляются нововведения. Так, говорила вчера с нашей учительницей по музыке, и узнала, что увеличилось количество уроков. Сольфеджио, на которое мы и так с боем ходили раз в неделю, теперь будет два раза в неделю, два раза в неделю будет музыкальная литература, а еще ведь также два часа в неделю специальность, а еще хор и композиция... И, естественно, уроки и домашнее задание в общеобразовательной школе. От такой нагрузки ребенок может сломаться и вообще бросить музыкальную школу. Ведь это нужно учитывать — наши дети вообще ослаблены, часто у них плохое здоровье, многие из малообеспеченных семей, которые не могут позволить себе витамины и фрукты... Словом, я считаю, что увеличивать нагрузку на детей в такой ситуации не стоит.
Форму в этом году мы выбирали свободно, даже не знаю, как на эту форму отреагируют в школе. Выбор осуществлялся так: мы ходили по маленьким магазинчикам в Харькове, и дочка выбирала то, что ей нравилось. А нравились ей вещи довольно экстравагантные — пиджак, застегивающийся на одну пуговицу, юбка, завязывающаяся на бант, брюки, расклешенные книзу... Так что не знаю, что ей в школе скажут. Но точно знаю, что это ужас для мамы — каждое утро заставлять ребенка одеваться в форму, которая ему не нравится. Школьные принадлежности дочка тоже выбирала по своему вкусу, дневник такой интересный... И если вдруг что-то перестанет ей нравится, я могу честно сказать: — Ты сама это выбрала.
1 сентября — это, конечно, праздник. Помню, для меня этот день всегда был праздником, и когда я уже закончила учебу, а дочки еще не было или она была маленькая, мне было очень обидно, что для всех 1 сентября — особый день, а для меня — просто начало нового месяца. Теперь это праздник и для дочери, и для меня. Мы с ней, правда, договорились, что до школы я ее доведу, а в школу заходить с ней уже не буду — такой возраст, когда маме в школе уже не место...».
Андрей КУРКОВ также поведал «Дню», что его ребенок учится в обычной школе. «Качеством образования я доволен относительно — хотелось бы, чтобы учителя применяли к детям более индивидуальный подход, а не помнили только о тех, кто учится, забывая об остальных, которых нужно убеждать учиться, — сказал известный писатель. — К первому сентября ездили в Нежин, на школьный базар. Для ребенка этот день — в первую очередь радость от встречи со школьными друзьями.»
А на интернет-сайтах появились сообщения о том, в какие школы пойдут дети украинских политиков. Они, как оказалось, обыкновенным школам все же не доверяют — и отдают детей и внуков в заведения элитные и дорогие. Так, шестилетняя София Кинах пошла в первый класс самой старой киевской школы — лицея №100 «Подол», сообщает Интернет-репортер. Там училась мать жены Анатолия Кинаха Марины Кинах, сама Марина Кинах и две ее старшие дочери.
В эту же школу пошла и внучка Президента Доминика, дочка Виталины Ющенко. Чтобы поступить туда, необходимо сделать первый взнос 800— 1000 долларов. Дочка же Виктора Ющенко, семилетняя София, учится в Печерской международной школе. Она хорошо владеет английским, французским и собирается учить немецкий и испанский. Пятилетняя дочь Президента Христина ходит в детский сад при этой же школе. Учеба стоит недешево: 12 тысяч долларов.
Десятилетняя дочь бывшего спикера Верховной Рады Ивана Плюща пойдет в 5-й класс киевской гимназии «Престиж». Учеба там также дорогая: в прошлом году было 1200 гривен в месяц, а в нынешнем цены еще повысили. Девочка занимается художественной гимнастикой и игрой на фортепиано. Впрочем, такие высокие цены зачастую являются не гарантией высокого качества образования, а своеобразным «фейс-контролем»: дети «обыкновенных» родителей учиться в подобных заведениях, понятное дело, не смогут.
Выпуск газеты №:
№146, (2006)Section
Панорама «Дня»