Играем чудо!
Котигорошку и Золушке трудно конкурировать с Каспером
Помните анекдот: встречаются как-то два бизнесмена, и один другому говорит: «Я получил в подарок бракованные елочные игрушки». «Что, битые были?» — спрашивает другой. «Нет, не радовали». Новый год примечателен тем, что только в это время и стар, и млад начинают вести себя одинаково — играть в чудо. Психологи говорят, что, придумав игру для детей, взрослым она так понравилась, что они и сами к ней подключились. Правда, детям выйти из нее победителем, то есть все-таки столкнуться с чудом, намного легче не только в силу своей большей восприимчивости. Способствуют тому в первую очередь представления, которые организовываются не только на центральных сценах страны, но также и в домах культуры, школах, детских садах. Как говорит пятилетняя Алена, елочные представления ей нравятся потому, что только здесь можно своими глазами увидеть, поговорить и даже потрогать любимых сказочных персонажей. «Если я здесь попрошу Дедушку Мороза о чем-то, то он это обязательно сделает, — с уверенностью говорит она. — А еще я с ним сфотографируюсь и буду хвастаться перед подружками».
Впрочем, родители, приводя свое чадо на елку, считают, что представления нынче уже не те. Нет, они не стали хуже. Наоборот, с каждым годом они становятся все фееричнее — костюмы улучшаются, креатив постановщиков поражает, герои становятся колоритнее... но лишь доброта и положительная энергетика становятся на этом фоне все более незаметны. Устроители же представлений говорят, что изменились дети, стали более раскрепощенными — что, безусловно, плюс, — но одновременно и более прагматичными.
Вера в чудо, увы, не передается с генами, а телевизионные и приставочные ужастики накладывают свой отпечаток. Старым добрым бременским музыкантам, Золушке и Красной Шапочке приходится конкурировать с Ниндзями и Каспером и в большинстве случаев признавать свою несостоятельность перед модными персонажами. Разумеется, со временем изменилась и «елочная» идеология — государственный язык, в особенности на главном представлении страны — во Дворце культуры «Украина» — обязателен. Не обойтись и без доблестных казачков и котигорошков, которые, как показал небольшой опрос, у маленьких зрителей восторга не вызывает. Но как бы то ни было, а к главной елке страны в этом году подошли с размахом. Имидж нужно поддерживать, говорит генеральный директор всеукраинского центра фестивалей и концертных программ Ярослав Гуськов. Себестоимость представления чуть больше три миллионов гривен. Его организаторы молятся Богу, чтобы к концу «гастролей» остаться без убытков. В этом году столичные власти детский праздник материально не поддержали. Спонсоров устроители искали сами, и в результате среди пиратов, бармалеев, фей и волшебников появилась «телезвезда» — корова, благодаря которой получается самый нежный шоколад, и неизменный атрибут любого веселья — напиток кока- кола. Цены пытались не завышать, но эксплуатационные издержки «Украине» и гонорары 450-ти артистам, которые отыгрывают по три спектакля в день, платить все же надо. Планировалось, что обширная рекламная кампания и реализация билетов еще задолго до праздников поможет покрыть расходы. Что, в принципе, и произошло. Организаторы разослали по всем регионам страны рекламные листы, и в итоге аншлаг был на каждом спектакле, а представление увидели 200 тысяч ребятишек из всех регионов страны; и это не считая многомиллионной аудитории телезрителей. Массовости способствовала и «Укрзализныця», обеспечившая детям до 16 лет на период зимних каникул бесплатный проезд. А региональные турфирмы организовали специальные каникулярные туры в столицу с предусмотренным в программе посещением новогоднего представления. Правда, по завышенной цене. Если билет без посредников стоил от 5 до 20 гривен (с полукилограммовым подарком), то у некоторых фирм получается и 30 гривен без подарка. Порой предприимчивые туристические агенты создают организаторам действа немало проблем. Так, например, немало шишек посыпалось в адрес устроителей действа из-за того, что одна из херсонских фирм пообещала елочное представление с подарком, о чем уже в Киеве все ее сотрудники благополучно забыли.
Но если объективно, то такие издержки производства в большинстве своем остаются за кадром, точнее сказать — за кулисами. Главный режиссер-постановщик действа, народный артист Украины Дмитрий Мухарский собрал в фантастической сказке- феерии немало имен артистического олимпа. Для детей играли и артисты театра украинской драмы им. И. Франко, киевского Молодого театра, пели хор им. Веревки, Катя Бужинская и Ольга Крюкова. В фойе зрителей развлекали детские коллективы и маленькие «звездочки», среди которых самая юная певица — семилетняя Таня Остапчук из Червонограда Львовской области, лауреат многих престижных вокальных конкурсов. На вопрос: охотно ли соглашаются артисты принимать участие в этой довольно изнурительной работе, Д. Мухарский отвечает анекдотом: актеру предлагают многомиллионный контракт в Голливуде, от которого он отказывается. Все недоумевают, а он говорит, что не может, потому что играет главную роль в новогодней сказке.
Анекдот этот стал былью. Артисты говорят, что играть для детей — счастье. Заслуженный артист Украины Владимир Абазопуло рассказывает, что благодарнее и искреннее зрителя, чем на елочных представлениях, не найдешь нигде. Только здесь разъяренный недопустимым, по его мнению, поведением Карабаса Барабаса по отношению к Снегурочке карапуз выходит на сцену и устраивает самые настоящие разборки. Безусловно, сценарий от этого страдает, но зато у зрителей нет предела восторгу, и самое главное — они чувствуют себя сильными и уверенными. Но порой от наивных детских вопросов и просьб тает даже Дед Мороз. На одном из первых представлений в фойе к нему подошел мальчик и сказал, что соскучился по папе и просит, чтобы Дед Мороз его вернул. Владимир Абазопуло говорит, что до сих пор помнит, что переживал в душе в тот момент. Такие чудеса не под силу даже Деду Морозу...