Игры четвертой власти
Фильм «Игры власти», недавно вышедший в прокат, может быть поучительным для многих зрителей — прежде всего для тех, кто связан со СМИ.
История о журналисте по имени Кел МакАффри (Рассел Кроу), проводящем собственное расследование гибели молодой помощницы конгрессмена Стивена Коллинза, имеет все признаки политического триллера — жанра, отработанного Голливудом до мельчайших деталей. Все признаки в наличии: корпоративный заговор, смелый одиночка против могущественной организации, тугой клубок общественного и личного. Все это в исполнении звезд разного калибра: роль начальницы «питбуля» (так назван за профессиональную хватку) Кела играет Хелен Миррен, образ неподкупного Коллинза воплощает Бен Аффлек. Фигура сценариста вообще кажется идеальной: Тони Гилрой писал истории для всех фильмов о Борне, а также для таких успешных лент, как «Майкл Клейтон», «Армагеддон» и «Адвокат дьявола».
Что касается режиссера, то Кевин МакДональд в определенном смысле был обречен на известность, ведь он — внук легендарного британского продюсера 1940-х Эмерика Прессбургера, а заявил он о себе в большом кино драмой «Последний король Шотландии» (2006), за главную роль в которой Форест Уитакер получил «Оскар». Уже в том фильме было заметно, что МакДональд заинтересован в теме противостояния человека и порочной безжалостной системы. Однако в «Играх власти» конфликт усложняется: показано, как система не только убивает, но и развращает людей.
МакДональд почти с первых кадров создает атмосферу тотальной подозрительности и паранойи. Вашингтон предстает как враждебная героям среда через кадры-врезки с вертолетами, патрулирующими небо над городом, или с настороженными, неприветливыми людьми, более похожими на соглядатаев, чем на прохожих. Напряжение во второй половине фильма достигает предела, совершенно неожиданная развязка. Ошеломляет — и в этом немалая заслуга Гилроя.
Впрочем, если говорить об исполнителях, то все роли сыграны довольно профессионально, но все же остается впечатление, что и Кроу, и Миррен работали не в полную силу, будто не нашли для своих характеров достаточно ярких красок. Однако это тот случай, когда само построение фильма столь четко и прозрачно, что компенсирует даже определенный недостаток актерской выразительности.
То, что называется авторским посланием, более чем понятно. МакДональд создает настоящую оду журналистике — четвертой власти, перед которой должны трепетать сильные мира сего, и уже в который раз напоминает: свобода слова — дело для людей действительно принципиальных, способных заплатить за свои убеждения высокую цену. Будет ли этот урок полезен для наших «питбулей» — вопрос риторический.
Выпуск газеты №:
№101, (2009)Section
Панорама «Дня»