Игры «разума»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041102/4199-1-4.jpg)
Cегодня Верховная Рада планировала повторно рассмотреть проект государственного бюджета на 2005 год. Сообщая в начале недели о дате второго первого чтения, спикер Владимир Литвин отметил, что эта позиция парламентской повестки дня является наиболее сложной и ответственной. «Мы должны сделать все, чтобы принять бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом, — до 1 декабря или, по крайней мере, до Нового года, или же вносить изменения в Бюджетный кодекс», — сказал Литвин и отметил, что предложения практически всех парламентских фракций относительно госбюджета-2005 касаются увеличения его расходной части.
Но вчера в парламенте заседал профильный комитет, на чьем поле сегодня находится бюджетный мяч. К сожалению, «обработать и перепасовать» его правительству парламентарии не смогли.
Как сообщил «Дню» первый заместитель председателя бюджетного комитета Валерий Коновалюк, президентская кампания сказалась не только на работе Верховной Рады, но и бюджетного комитета. «Чтобы не повторять ошибок, сделанных 20 октября, — отметил народный депутат, — когда уже предпринималась попытка рассмотреть в первом чтении документ, абсолютно не соответствующий выводам бюджетного комитета, сегодня комитет решил сделать на заседании парламента заявление. В нем он просит Верховную Раду не рассматривать бюджет в пленарном режиме, а перенести этот вопрос и, чтобы избежать политизации, рассмотреть его после президентских выборов, когда в парламенте будет создана рабочая обстановка». По словам Коновалюка, бюджетный комитет не справился со своими обязанностями и функциями — не рассмотрел поправки народных депутатов, не сделал по ним заключения, как предполагает Бюджетный кодекс, не отработал с Министерством финансов такие основные разделы бюджета, как макроэкономические параметры, доходы, расходы, чтобы иметь с правительством совместную профессиональную и грамотную позицию по поданным предложениям. Народный депутат сообщил, что бюджетный комитет намерен создать рабочую группу в парламенте и просить премьер-министра своим решением образовать также и ее правительственную часть с тем, чтобы в ней могли работать как представители парламентских фракций, так и Минфина и Минэкономики. Задача группы, по словам Коновалюка, — очень оперативно отработать основные замечания, внесенные народными депутатами и касающиеся имеющихся в госбюджете нарушений Бюджетной резолюции. Как считает народный депутат, это позволит «в активном режиме рассмотреть бюджет во втором чтении и окончательно принять его до конца года». Коновалюк уверен, что для этого есть все предпосылки: «экономика обеспечивает достаточный рост доходов и расходов бюджета, тогда как у депутатов крепнет понимание того, что выборы пройдут, политические страсти улягутся, и можно будет профессионально подойти к подготовке этого важнейшего документа».
При этом первый заместитель председателя одного из ведущих парламентских комитетов посетовал на то, что его членам уже второй год не удается наладить работу. Комитет, по его словам, заседает очень редко. «Сегодня также не было кворума. Кроме вышеназванного решения, мы приняли консенсусом еще ряд решений по основным распорядителям бюджета».
Среднестатистическому украинскому налогоплательщику, который больше всех заинтересован в том, чтобы бюджет был принят качественно и вовремя, радоваться нечему. Ведь перенос сроков рассмотрения ставит бюджет под угрозу. После выборов народным депутатам потребуется немалое время для того, чтобы остыть от политических схваток накануне и в ходе выборов и настроиться на серьезную аналитическую работу, без которой бюджет, куда вброшено великое множество поправок (1600), не сверстать, а главное — не сбалансировать. Сможет ли в этих условиях бюджетный комитет, куда вчера очевидно, переместились и все эмоции сессионного зала, наладить продуктивную работу и прийти к более весомому, чем вчера, компромиссу? Как сказал «Дню» советник первого вице-премьер- министра и министра финансов Виталий Лукьяненко, анализ показывает, что народными депутатами внесены в правительственный вариант бюджета поправки, которые увеличивают доходную часть бюджета на 30 миллиардов гривен, а расходную — на 150 миллиардов.
«Ни одного предложения по увеличению доходной части... Бюджет не гармошка, которую можно постоянно растягивать», — сказал по этому поводу премьер В. Янукович, комментируя решение Верховной Рады направить проект госбюджета-2005 на повторное рассмотрение.
Кандидат в президенты Украины Виктор Ющенко заявлял, что нецелесообразно принимать бюджет на 2005 год до выборов, поскольку выполнять его будет уже другое правительство и другой президент. «Та сложная дискуссия, которая идет в парламенте (по принятию госбюджета-2005), говорит сама за себя, говорит о качестве этого документа. И, самое главное, мы понимаем, что выполнять бюджет будут другие — другой президент, другое правительство. И речь идет, должна идти о другом бюджете», — заявлял Ющенко и даже отмечал, что нет смысла ставить конкретный срок принятию бюджета. Из-за этого фракция «Наша Украина», по словам кандидата, занимает консервативную позицию по этому документу, считая, что не следует тратить на него время. «Процедурно работа в комитетах должна вестись, но принимать его на уровне закона — не следует», — говорил лидер «Нашей Украины». Очевидно, это указание было воспринято как руководство к действию. Но если к власти придет Виктор Янукович, то нынешняя заминка с бюджетом даст о себе знать. Если же президентом станет Виктор Ющенко, то может оказаться, что нынешний «бюджетный гол» он забил в собственные ворота.
Выпуск газеты №:
№199, (2004)Section
Панорама «Дня»