Без своей собственной национальной аристократии, без такого меньшинства, которое была бы активное, сильное и авторитетное, чтобы организовать пассивное большинство нации внутри и тем защитить ее от всяких вражеских набегов извне, не может быть нации.
В'ячеслав Липинський, український політичний діяч, історик, теоретик українського консерватизму

Инвестиционный колорит

22 августа, 2003 - 00:00

«Вам, наверное, случалось слышать где-то шум отдаленного водопада... Или не правда, те же самые ощущения охватят вас в вихре сельского ярмарка... Шум, брань, блеяние, рев — все сливается в один нестройный говор... Весь народ срастается в одно громадное чудовище и двигается всем своим телом... Волы, мешки, сено, цыгане, горшки, бабы, пряники, шапки... — все мелькает перед глазами». Каждый раз, когда посещаешь ярмарку в селе Большие Сорочинцы Полтавской области (в этом году всеукраинское действо со статусом национального проходит с 20 по 24 августа), слова пасечника Рыжего Панька из гоголевских «Вечеров...» вызывает новый спектр ассоциаций. На сей раз создалось впечатление, что в случае с украинским государством совсем не все так потеряно, как это иногда кажется его гражданам. Нет, заморский луна-парк, километровые ряды раскладок с турецкой косметикой, китайскими кедами и песнями «Тату», к несчастью, вновь оказались неотъемлемой составляющей национальной ретроспективы. Или современной культуры? Или же экономики? Однако...

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАЗМАХ

В этом году ярмарка в Сорочинцах едва разместилась на площади в 16 гектаров. В мероприятии приняли участие более 1000 экспонентов, треть которых составили промышленные предприятия. Колбасы и сельскохозяйственная техника, горшки и горячительные напитки, корзины ручной работы и автомобили, молочные продукты, арбузы, «кабацкие услуги» и Бог весть что еще — все буквально тонуло в украинских песнях, театральных представлениях, играх, конкурсах, шутках и по-настоящему базарной торговле. Организационный колорит, вопреки ожиданиям или, скорее, легко объясняемому обычаю, не улетучился после отъезда представителей правительства (интервью с вице-премьером Иваном Кириленко читайте в ближайшем номере «Дня»), Полтавской областной администрации и делегаций из иностранных посольств (всего в Сорочинцах в этом году их было тринадцать). Сам Николай Васильевич Гоголь (естественно — профессиональный актер) еще часа два после открытия ярмарки радовал ее посетителей своим присутствием.

Не уверен, будет ли в 2003-м побит рекорд 1845- го, когда на ярмарки в Сорочинцах (в те времена их организовывалось пять: Васильевская — под Рождество, Пасхальная — на пятой неделе Великого Поста, Троицкая — с 31 мая по 1 июня по старому стилю, Святодуховская — в сентябре и Филипповская — в ноябре) только купцы привезли и продали товара на неслыханные по тем временам деньги — 10 тысяч рублей серебром. Но один лишь факт, что пожелавший остаться неизвестным и снимающий торговую площадь по цене $20 тыс. за 120 кв. м участник нынешней ярмарки утверждает, что Сорочинцы — дело выгодное не только для организаторов, свидетельствует о многом. Правда и то, что не все разделяют подобный оптимизм: то «торговля не ладится», то «покупательная способность местного населения низкая»... Однако, как удалось выяснить корреспонденту «Дня», далеко не все и торгуют на ярмарке на вышеупомянутых условиях. В основном — расценки на участие строятся по принципу «как договоришься». Детские интернаты и местное население, официально и не совсем, по доброте организаторов и на свой страх и риск не платят, к слову, абсолютно ничего.

Резюмируя меркантильные впечатления, заметим, что в прошлом году ярмарку в Сорочинцах посетили около 2 млн. гостей-покупателей. Предприятия всех регионов Украины нашли на ней спрос для своего предложения. А «обрадованный и приятно пораженный» вице-премьер Иван Кириленко (кстати, впервые лично соприкоснувшийся с сорочинскими традициями) высказал предположение, что торги такого рода являются не только безусловным свидетельством духовности украинцев, но и отправной точкой в поисках инвесторов для предприятий АПК.

ПРАЗДНИК БЕЗ «АРЕСТОВ»

Фермеры, врывающиеся в здание столичной администрации с гранатами, подсказывают, что приток инвестиций и не только в АПК зависит, в первую очередь, не от духовности. Но чтобы не только о грустном, скажем о приятном. К приятному же, что любопытно, можно причислить не только произведения народных умельцев, но и представителей правоохранительных органов. Те, кто не раз посещал сорочинскую ярмарку, знают, что праздник там, прям как в известном фильме, частенько совмещают с «арестами». Точнее — сначала задумывают праздник, а потом — приезжают высокие чины из Киева, которых начинают, мягко говоря, оберегать от местного населения и журналистов. Подобные вещи (абсолютно абсурдные для Европы, куда стремится Украина) нередко и сильно напрягают, праздничное настроение портится, торговаться не хочется, дух ярмарки наполняет привычное для нации самосознание.

В этом году (невзирая, повторимся, на достаточно большое число официальных посетителей и, соответственно, плотность рядов милиции) сотрудники МВД абсолютно никому не мешали. То ли сказалось, что визит на ярмарку Президентов Украины и России не состоялся, то ли у нашего общества действительно появляются демократические признаки. В любом случае, было, признаться, приятно наблюдать, как приезжие и жители окрестностей могли абсолютно свободно идти в фарватере официального шествия. Или, что весьма удивило, как сын фермера полностью по своей инициативе, беспрепятственно угостил собравшегося уезжать господина Кириленко арбузом собственного произращения. Чернильную ручку, подаренную благодарным министром в ответ, паренек будет вспоминать, наверное, долго...

«ИНФРАСТАБИЛЬНОСТЬ»

А вот подходы в организации ярмарочной инфраструктуры еще долго будут отпугивать потенциальных инвесторов. Если отсутствие достаточного количества гостиничных мест еще можно попытаться объяснить рекламой «зеленого туризма», то очереди в туалеты, стояночные места (автомобили рядовых визитеров и в этом году размещались в поле под открытым солнцем), неизвестно кем уполномоченные мальчишки, взимающие за это плату, указывали, что «бразильским фестивалем» ярмарка в Сорочинцах станет еще не скоро. На пресс-конференции было сказано, что местный председатель несказанно рад и уже готов подсчитывать немалую выгоду, которую извлек от проведения ярмарки регион. Однако рано или поздно, но тем, кто окрестил ярмарку национальной, кто уже сейчас считает ее международной и кто хочет, чтобы украинские традиции и производитель (а не «китайские кеды» и «корейские арбузы») жили и процветали, придется ответить на этот, пока «инфрастабильный» вопрос. Иначе разыгранный на ярмарке брэнд «Полтавское — лучшее!» никто и никогда всерьез не воспримет. Более того — за пределами Украины о нем просто никто не узнает. А если и узнает, то удивится. Или засмеется.

Пока только можно утверждать, что победители в сорочинской номинации «Украинское качество высшей пробы» получат приоритетное право участия в Национальной экспозиции Украины на Всемирной выставке «ЭКСПО-2005» в городе Айчи (Япония). Плюс еще организаторы гордятся тем, что украинская «сборная» развернула яркий «Городок мастеров» в Витебске. Учитывая глубину сорочинской традиции, «рекламу», которую сделал ярмарке Николай Васильевич Гоголь, внимание зарубежных СМИ (во всяком случае, российских) на подобных маркетинговых достижениях останавливаться, откровенно говоря, не стоит. В противном случае — Сорочинцы будут обречены остаться, в сущности, той «толкучкой», которая рядами начинается там, где заканчиваются палатки отечественного производителя. Последнего, уж точно, не заметят за пределами Украины, а сорочинский рынок будет показывать потребителям свою вторую, не лучшую сторону.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День», Киев—Сорочинцы—Киев
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ