Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ирак — жертва лжи и жестоких амбиций Саддама

02 августа, 00:00

В этот день десять лет назад Саддам Хуссейн грубо нарушил международные законы и изменил обязательствам перед арабскими лидерами, начав грубое вторжение в Кувейт. Мир стал свидетелем того, как иракские танки, войска и военные корабли проявили ничем не спровоцированную агрессию против соседней арабской нации.

За период этого вторжения и последующей оккупации иракский режим совершал систематические жестокие преступления против народа Кувейта. Пытки, издевательства, изнасилования и убийства были сознательным оружием запугивания и террора. Войска Ирака грабили кувейтские музеи, предприятия и дома. Они разоряли промышленность Кувейта, опустошали окружающую среду и брали тысячи заложников — кувейтских граждан.

Мир откликнулся на вторжение Саддама Хуссейна с почти беспрецедентным единством и решительностью.

Совет Безопасности Объединенных Наций проголосовал за введение эмбарго на торговлю с Ираком. Больше двадцати наций — в том числе многие арабские государства — предоставили свои войска и другие ресурсы, дабы сдержать дальнейшую агрессию. Президент Буш заявил, что оккупация Кувейта не должна продолжаться.

Почти шесть месяцев мир пытался преодолеть этот кризис средствами дипломатии. Совет Безопасности принял серию резолюций, побуждавших Ирак следовать принятым в мире нормам. Генеральный секретарь ООН и другие мировые лидеры убеждали Саддама Хуссейна отозвать его войска назад в Ирак. Государственный секретарь Соединенных Штатов Джеймс Бейкер встречался с соответствующими должностными лицами Ирака, до последнего момента прилагая отчаянные усилия, дабы избежать конфликта.

Но Саддам Хуссейн отказался отступиться от своего обычного набора угроз и лжи или от земель, так грубо и противозаконно оккупированных его войсками. Не имея другого выбора, созванная международная коалиция поднялась и освободила Кувейт.

Окончание войны могло бы стать началом возрождения Ирака и его реинтеграции в семью наций. Саддам Хуссейн должен был только принять требования, на которых настаивал Совет Безопасности. У них была цель не наказать Ирак, а скорее отразить последующую агрессию и получить отчет о более 600 жителях Кувейта, исчезнувших после того, как их похитили силы Ирака во время войны.

Если бы Багдад просто принял эти обязательства, то экономические санкции Объединенных Наций уже давно были бы сняты. Вместо этого Саддам неоднократно обманывал военных инспекторов ООН, пытался скрыть и сберечь свои мощности по созданию оружия массового уничтожения. В результате процесс разоблачения, инспекции и мониторинга, которого требовала ООН и который должен был продлиться месяцы, занял годы и длится по сей день.

Это — свидетельство фундаментального выбора, который был у Саддама на протяжении последних десяти лет. У него всегда была возможность согласиться с условиями ООН, перестать быть военной угрозой для своих соседей, покончить с изоляцией своего народа и дать Ираку возможность вновь стать нормальной, законопослушной, страной. Но он упорно отказывался пойти по этому пути.

Вместо этого он решил игнорировать ООН, отстраивать, насколько это возможно, свои войска и эксплуатировать страдания простых иракцев, дабы вызвать сочувствие и добиться снятия санкций.

Вот почему Саддам так долго выступал против возглавляемых Соединенными Штатами усилий внедрить программу «нефть в обмен на продовольствие» для ослабления влияния санкций на население Ирака. Вот почему он решил бросить скромные ресурсы страны на строительство более 70-ти новых дворцов для себя и своих прихвостней, вместо того, чтобы отдать их на здравоохранение и образование иракских детей. Вот почему он так лихорадочно пытался представить свой режим в роли жертвы, вместо признания, что страдания Ирака являются результатом развязанной им самим агрессии, его лжи, его жестоких амбиций.

Саддам все еще думает, что избранная им тактика принесет успех. Он преисполнен решимости уничтожать любые признаки оппозиции в Ираке. Он рассчитывает, что мировое сообщество забудет о том, как он применял химическое оружие, о том, как он готовился запускать биологические боеголовки, и о том, как он пытался создать атомную бомбу.

Его подбадривает то, что ему удалось привлечь некоторые правительства и неправительственные организации к поддержке его неискренних аргументов. Он надеется, что страдания его народа усилятся, и это приведет к более мощному движению за снятие санкций, и в итоге опять начнут поступать прибыли, которые ему необходимы для восстановления своего оружия массового уничтожения.

Проблема для Саддама заключается в том, что факты не на его стороне. Санкции ООН никогда не запрещали и не ограничивали объемы продуктов питания и медикаментов, которые может импортировать Ирак. А программа «нефть в обмен на продовольствие» развилась уже настолько, что иракское правительство объявило, что планирует до конца этого года экспортировать больше нефти, чем до начала войны в Заливе.

Вследствие этого гражданское население Ирака получает значительно больше продуктов питания. А в Северном Ираке, на который распространяются санкции, но не распространяется административный контроль Саддама, уровень детской смертности сейчас ниже, чем был десять лет назад.

Кроме того, администрация Клинтона направляет дополнительных сотрудников на работу по сортировке экспортных заявок, которые направляются в ООН в рамках режима санкций, с тем, чтобы товары, которыми разрешено торговать, отправлялись без лишней бюрократической проволочки.

Многое изменилось за прошедшее время со 2 августа 1990 года, но одно остается неизменным — жестокая двуличность Саддама Хуссейна. Его жертвами были соседи-арабы, иракские курды и шииты, политические диссиденты и собственные граждане. Он хочет, чтобы мир забыл о том, что случилось десять лет назад, и не замечал всех его выкрутасов за последнее десятилетие, — но мы не должны поддаваться на это.

Мы должны уважать память тех, кто погиб из-за саддамовской агрессии, и гарантировать, что не позволим ей повториться. Мы должны хранить нашу решимость избавить иракский народ от того состояния осады, в которое вогнал его Саддам. Мы должны стремиться к такому моменту — а он безусловно наступит, — когда мы сможем приветствовать возвращение Ирака как полноправного партнера и участника международного сообщества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать