Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Исчезающий город

В Киеве уничтожили еще одно уникальное историческое здание
17 сентября, 18:11

Наверное, не найдется взрослого человека, который не хранил бы в душе теплые воспоминания о своем детстве, о доме, в котором он жил, о школе, где учился... Киево-Печерская гимназия № 84, расположенная по ул. Московская, 34, в самом сердце исторического центра, была первым учебным заведением как для известных деятелей культуры и искусства — Аллы Тарасовой, народной артистки СССР, Милицы Корьюс, знаменитой актрисы («День» уже писал о ней 21 марта 2007 г.), — так и для многих других людей. Здание бывшей гимназии являлось памятником архитектуры начала XX века, историческим и культурным наследием нашего города. Сегодня от старой школы осталась лишь огражденная забором территория и воспоминания ее бывших учеников и преподавателей.

Об истории создания и деятельности гимназии нам рассказал Николай Николаевич Стрижевский, в прошлом — ученик этого заведения. Его предки поселились в Киеве на близлежащей улице Суворова еще в 1918 году. Таким образом, Николай Николаевич прожил по соседству с гимназией всю свою жизнь. Его первым учебным заведением была мужская школа №75, расположенная в переулке Иванова. К счастью, это учреждение дожило до наших дней и успешно функционирует. В 1954 году в связи со смертью Сталина и последовавшими изменениями ученики 75-й школы были переведены в бывшую женскую частную гимназию №84 по адресу ул. Московская, 34. Учредителем этого учебного заведения была Плетнева, известный в то время деятель народного просвещения. Кроме Киево-Печерской гимназии, в ее распоряжении было еще несколько подобных учреждений. Точный год постройки здания неизвестен, но в 1915 году школа уже стояла. В частности, Николай Николаевич, по профессии преподаватель истории, рассказал нам вот о чем:

«Улица Московская в разные времена выглядела по-разному. Здание же гимназии представляло собой историческую ценность тем, что до последнего времени сохранило вид, который имело до революции. И это несмотря на большое количество учеников и эксплуатацию советской властью. На мой взгляд, школа была построена удачно именно для образовательного процесса: высокие потолки, большие окна, светлые классы... В здании также были столовая и помещения для занятий в кружках».

В 1974 году над парадным входом в гимназию появилась мемориальная доска с барельефом «Памятник истории» и изображением Аллы Константиновны Тарасовой, народной артистки СССР. В свое время она училась в этой школе. В этом же году был создан и музей имени Тарасовой, организатором которого являлся Олег Ефремов, главный режиссер МХАТа, известный актер.

В Киево-Печерской гимназии училась еще одна известная личность — Милица Корьюс. Корьюс знакома широкой публике по замечательному фильму «Большой вальс», снятому в 1938 году. Девушка имела хороший голос и способности, благодаря чему занималась в капелле «Думка». Руководителем «Думки» в то время был Городовенко, заслуженный дирижер. Он же был и преподавателем Корьюс. Ее отец был швед, мать — полька. В 1928 году с помощью отца Милица выехала за границу, где и стала кинозвездой.

Впоследствии гимназию превратили в вечернюю школу, потом перевели в статус вспомогательного помещения, в котором проходили различные курсы.

Об уничтожении гимназии Николай Николаевич узнал от своих бывших одноклассниц. Это произошло 22-го августа. Когда он приехал на место, увидел, как ломают стены...

— «Кому понадобилось рушить историческое здание ради клочка земли, мы не знаем», — делится своим мнением Николай Николаевич.

— «Естественно, такая информация держится в тайне, и только когда-нибудь станет известна. Но очевидным является тот факт, что эта буржуазная эпоха не оставит после себя малоэтажных зданий, даже если это будут памятники архитектуры. Со временем не только Печерск, но и остальные исторические районы столицы будут заполнены многоэтажными сооружениями из стекла и бетона. Уже и так много чего потеряно безвозвратно, но этот разрушительный процесс продолжается. Киев превращается в обычный город, наподобие многих других, теряет свою индивидуальность, историческую ауру... Город, считавшийся самым красивым в Российской империи, город, которому многие мастера посвятили огромное количество своих произведений, картин, продуктов творчества, исчезает. Для того, чтобы это варварство хотя бы приостановить, нужна определенная сила, ум и рассудительность тех людей, которые понимают, что историческому Киеву на самом деле грозит гибель».

Во время нашей беседы мы шли по Московской улице, которая представала в новом, непривычном для нас свете, наполненная событиями, людьми, эпохами... Так, в начале 50-х годов царь подписал указ о возведении крепости на этом месте, ведь Киев с самого начала имел определенное стратегическое значение. Под всей территорией постройки были вырыты подземные ходы. Крепость возводилась в течении 20-ти лет, но за это время потребность в ней как в оборонительном укреплении уже отпала. Поэтому здание стали использовать как тюрьму. Дополнительной причиной такого целевого назначения была расположенная недалеко Лысая гора, которая была тогда местом проведения казней. Кстати, стена, окружавшая крепость, еще осталась в некоторых местах возле Лавры.

Когда мы подошли к территории бывшей гимназии, она оказалась обнесенной забором и находилась под наблюдением чересчур усердных охранников. Стражи не только не пустили нас за ограду, но даже сделали наше фото себе на память и намекнули, что было бы замечательно, если бы мы отсюда удалились.

— «Город, который насчитывает тысячи лет своего существования, сегодня распродается», — сокрушается Николай Николаевич.

— «Думаю, что эти события происходят ситуативно: некто, выбравшийся наверх и имеющий деньги, готовый даже сам признать свою недостаточную образованность, сносит историческую постройку. То, чем являлось это здание, и как подобные действия отразятся на самом городе и его жителях, никого не интересует. Командуют-то один-два человека, а уничтожают — десятки. Ведь образованных людей, с достаточным культурным уровнем, в любом обществе всегда меньше. И им противостоит другая, грубая и разрушающая сила, откровенно и цинично спрашивающая: а кому это надо? И вот это самое страшное».

Здание снесли в рекордно короткие сроки — приблизительно в течении недели, начиная с 22 августа. Вероятно, кто-то спешил закончить этот труд перед 24-м числом, чтобы с чистой совестью праздновать День независимости Украины.

КСТАТИ

Вандализм в законе

Во Львове снесли дом выдающегося композитора Ярослава Ярославенко, который находился на улице его имени.

Невзирая на протесты и требования остановить работы, 11 сентября здание все же уничтожили, а исполком горсовета узаконил акт вандализма. Как сообщил координатор Общественного форума Львова Олег Мацех, ранее дом принадлежал семье Ярославенко и еще двум семьям, а в январе 2008 года его выкупил Ростислав Мельник, который сначала снял со здания мемориальную доску, а потом вообще разрушил дом. По словам представителя ОФЛ Юрия Волощака, свои действия новый владелец мотивирует тем, что не знал о том, что это памятник культуры, и в качестве компенсации теперь предлагает установить бюст композитора. Зато в мэрии утверждают, что владелец дома говорит неправду, потому что о ценности дома был информирован. «Дом занесен в перечень памятников истории города решением Львовского облисполкома от 02.11.1982 г. №506 под ох. №1297. Владелец дома Мельник Ростислав Леонидович письмом управления охраны исторической среды еще в августе (письмо №04/3133 от 06.08.2008 г.) предупрежден о том, что дом имеет памятникоохранный статус, и о необходимости заключения охранного договора на памятник. Несмотря на это, в течение одного дня дом был полностью демонтирован. Это впервые в памятникоохранной истории города так цинично уничтожен дом. Стерта одна из страниц истории города, истории его культуры. Это вилла в живописном уголке Львова на ул. Ярославенко, 30, в которой жил известный украинский композитор, в честь которого и названа улица. Весь трагизм ситуации в том, что эта утрата необратима. Это история нашей страны. Возможно, в другой стране владение таким памятником было бы предметом гордости и уважения, а вовсе не варварства», — отметила Лилия Онищенко, начальник управления охраны исторической среды Львова. Представители ОФЛ подозревают, что на этом месте он хочет построить жилой дом. «По нашей информации, этот человек — сын экс-заместителя главы Львовской ОГА по вопросам топливно-энергетического комплекса Леонида Мельника и зять советника мэра Львова Николая Одухи. Мы также располагаем информацией, что они владеют строительной фирмой и будут вести на месте разрушенного дома коммерческое строительство. Стоимость сотки земли там составляет от $50 до $100 тыс., а площадь вышеупомянутого участка около 12 соток», — отметил Олег Мацех. Но несмотря на заявления Лилии Онищенко, ОФЛ утверждает, что к уничтожению памятника в мэрии все же приложили руку. В частности, речь идет о том, что 2 сентября исполком Львовского городского совета принял решение №921 «О проектировании гр. Мельником Р. Л. многоквартирного жилого дома со встроенными офисными помещениями и автостоянками на ул. Я. Ярославенко, 30 со сносом дома. Решение подписано городским головой Андреем Садовым. Члены ОФЛ подчеркивают, что сделают все для того, чтобы на этом циничном случае разрушение наследия Львова перестало быть безнаказанным. Они собираются контролировать расследование этого дела и будут требовать, чтобы прокуратура приняла соответствующие меры по отношению к владельцу, ведь за разрушение памятника предусмотрена уголовная ответственность. Что касается здания, в котором жил выдающийся композитор, на взгляд Юрия Волощака, его необходимо восстановить и создать там комнату-музей Ярославенко. В данный момент факт грубого нарушения памятникоохранного законодательства задокументирован управлением охраны исторической среды, а соответствующие материалы переданы в прокуратуру города.

Татьяна ТУРЧИНА, Львов

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать