Итоги с доброй надеждой
Уходящий год радикально отличается от предыдущих не тем, что он считается первым годом нового столетия и нового тысячелетия — что само по себе было бы символично, только и всего.
Впервые за много лет выстраивать рейтинг самых значительных событий не имеет никакого смысла. Впервые за много лет речь идет о действительно глобальных процессах, остаться в стороне от которых никому просто не удастся. Едва ли не впервые можно говорить, что один день предопределил перспективы многих лет. При этом впервые можно говорить о том, что глобализация действительно началась. Глобализация жизни, со всеми ее проблемами, чувствами, традициями, трагедиями — и ожиданиями.
Единственным событием, под знаком которого прошел 2001-й год и которое ознаменовало собой начало новой эры, стала трагедия одиннадцатого сентября в Соединенных Штатах. Осама бен Ладен, считающийся автором замысла уничтожения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона, недаром чуть не стал «человеком года» по версии журнала «Тайм» (как в свое время Гитлер и Сталин). Возможно, позже кто-нибудь из исследователей напишет, что теракты 11-го сентября вызвали к жизни то, что на самом деле должно было начаться сразу после Второй мировой войны одновременно с созданием ООН. Ведь настоящим следствием событий 11 сентября стала не операция быстро созданной антитеррористической коалиции в Афганистане и попытка возвращения жизни в этой стране к тому, что считается нормой, с помощью силовых методов, а именно создание этой коалиции, которое должно идти и, кажется, идет значительно дальше этой тактической цели.
Политики, политологи, пресса заявляют, что впервые за мировую историю создается настолько широкая, действительно глобальная коалиция. Цель которой может и должна идти значительно дальше борьбы с глобальным терроризмом. В которой — в ответ сторонникам идеи борьбы цивилизаций — собрались и соберутся наиболее типичные представители разных ответвлений современной глобальной цивилизации. Которая, собственно, и может (скорее, должна) стать основанием нового мирового порядка.
Все, что было после одиннадцатого сентября, ознаменовалось практически полной информационной победой Соединенных Штатов. К этому можно относиться по-разному. Без сомнения остается только то, что какие-то базовые глобальные ценности, общие для всех, действительно существуют. И ради их защиты на некоторое время можно забыть противоречия и трения, составлявшие главную часть мировых новостей до 11 сентября. Именно эта способность и обеспечила доминирование в мировом информационном пространстве всего, что связано с деятельностью коалиции, с каждым днем приобретавшей все более реальные черты. Печальные примеры напряженности на Ближнем Востоке, в Кашмире, на Корейском полуострове скорее составляют исключение из общего правила.
И в этом контексте аксиомой становится то, что абсолютно всем имеющимся и потенциальным членам новой глобальной коалиции, абсолютно всем актерам мировой сцены, как «старым демократиям», так и тем, кто, как Украина, все еще встает на ноги, придется пересматривать свои базовые цели, стратегии, задачи. Это не в последнюю очередь касается Соединенных Штатов. Ведь если мир после Второй мировой строился как Pax Americana, мир, построенный в соответствии с американскими подходами к самим устоям, мир, характеризовавшийся недоверием, противостоянием, холодной войной, постоянной угрозой ядерной войны, в котором ООН играла роль места, где достигается баланс интересов, а сам баланс достигался на стратегии взаимного гарантированного уничтожения, то сейчас должны играть абсолютно другие идеи. В глобальном мире запад, восток, север, юг должны быть уже исключительно географическими терминами — это поняли как в Вашингтоне, так и в Москве. Очевидно, что должны быть по меньшей мере переписаны заново Вашингтонский договор о создании НАТО, договоры о создании и функционировании Европейского Союза и многие другие документы, по-новому должны быть определены место, роль, функции ООН, по-новому должны определяться пределы, до которых может действовать глобализация и до которых действует суверенитет кого-либо из субъектов коалиции.
Понятно, что любой альянс, союз, коалиция, сплоченные не «за», а «против», обречены на распад. «За», похоже, еще не сформулировано, пока продолжается война, но уже определено. За новый мировой порядок, который был бы основан на четко высказанных в любой священной книге (Коране, Торе, Библии и так далее) базовых ценностях, которым бы гарантировались защита и безопасность. Где не было бы места прежде всего глобальной ненависти, результатом которой становятся войны и теракты последних дней. Где бы идеи глобализации работали на взаимообогащение — далеко не только финансовое, и что заставило бы забыть споры вокруг диктата, одно- или многополярности мира. Что, соответственно, требует максимально простой и приемлемой для всех общей системы, в которой не может идти речь о клубах «знати».
Речь идет и о том, насколько способна сегодняшняя Украина присоединиться к этой глобальной системе. Не просто способна, хотя и далеко не сразу. У нее просто не будет другого выбора. Выбор может быть лишь в том, каким именно путем это будет осуществлено, и с каким именно багажом мы можем туда войти, и какие обязанности мы способны взять на себя. Все другие итоги, как этого года, так и последующих, будут уже производными от этого единого общего.
Выпуск газеты №:
№240, (2001)Section
Панорама «Дня»