Из жизни сторожей
Поиграем в ассоциации. Вот слово «сторож». Очевидно, у многих читателей в памяти сразу же возникнет знаменитый дед Щукарь из «Поднятой целины» Шолохова — эдакий добродушно-придурковатый старикан в кожухе с допотопной берданкой на плече, бдительность которого (если помните) дает о себе знать только тогда, когда в его миску попадает вместо куриного бедра лягушачья лапка. Рисуя образ современного сельского сторожа, наше воображение, наверное, тоже не отойдет от шаблона: эдакий придавленный с вечера изрядной дозой сивухи дядя в картузе — из- под которого торчит не то чуб, не то солома, — сверхзаданием которого является вовремя очнуться утром, когда на колхозную ферму (кладовую, гумно, тракторный стан) прибывает кто-то из начальства. Поэтому вы можете подумать, что сторож как был, так и остался больше негативным, нежели позитивным персонажем действия, которое зовется нашим житьем-бытьем.
А вот и нет. Смею уверить уважаемую публику, что по крайней мере сторожа Черкасской области полностью опровергают трафаретные представления о людях своей профессии. Обманутые государством, которое годами не платит заработной платы, брошенные на произвол судьбы коррумпированным начальством, приставленные к полупустым и разграбленным заводским цехам, колхозным фермам, автогаражам и зернохранилищам, сторожа-«производственники» продолжают ревностно нести службу и надежно сторожить вверенные им объекты. Не менее рьяно заботятся об охране собственности частные сторожа: на огородах, дачах, полях. Не спят, не едят — только бы урожай сохранить, не дать добру оказаться в воровских руках.
Недавно в Жашковском районе Черкасской области произошел довольно красноречивый инцидент. В поединке сошлись сторож, а точнее, владелец дачи, и его антагонист — сельский вор. Итак, приехал некий житель Киева на свою сельскую фазенду. Глядь — а на его огороде среди белого дня кто- то с мешком и лопатой хлопочет. И уже крупный участок выкопал. Не приехал бы владелец — вор весь огород бы оприходовал. Хозяин действовал решительно: под дулом охотничьего ружья посадил злоумышленника на цепь и велел продолжать работу. Почти два дня искупал вину картофельный вор. Не роптал, не звал на помощь, не просил о помиловании. Знал: виноват. Поэтому и трудился молча, время от времени получая за это миску супа и ломоть хлеба. И даже участковый, которого позвали соседи-очевидцы, не вмешался в инцидент. «Узник» сполна отработал и компенсировал убытки, нанесенные владельцу дачного участка.
В другом районе области — Корсунь-Шевченковском — сторож тоже оказался на своем месте. Застукав ночью на общественных огородах вора, который собирал чужой лук, сторож приказал ему положить краденое на землю и приблизиться к нему. Ночной гость, не желая повиноваться, набросился на сторожа с кулаками. Тот вынужден был защищаться и нанес нападающему удар палкой по голове. Получив черепно-мозговую травму, вор-неудачник попал в больницу и вскоре умер.
Одна из черт, которая характеризует наше сегодняшнее общество, — это тотальное воровство. Воруют сверху донизу: от деятелей высших эшелонов власти, которые за счет крупных афер (как экономических, так и политических), спланированных на государственном уровне, набивают свои и без того тугие кошельки, до наиболее нищих слоев населения, ворующих преимущественно ради куска хлеба, чтобы не умереть с голоду. Иногда случаются и трагические случаи, о которых было сказано выше. Но от этого роль сторожей ничуть не меркнет. Они нужны. Особенно в это неспокойное время.
Кстати, о Главном Стороже. Очевидно, как человек, приставленный к целому государству с тем, чтобы бдительно охранять богатства всего народа, он не совсем тщательно выполняет свои обязанности. Об этом свидетельствует хотя бы уровень нашей нищенской жизни. Адекватно заботятся о своих «объектах» и ставленники Главного Сторожа. Так, Черкасская область недавно была шокирована: уже экс-губернатор Анатолий Даниленко, так сказать, сторож областного масштаба №1, ни с того ни с сего посреди горячей жатвенной поры пошел в... отпуск. Раньше такого себе не мог позволить даже самый безответственный председатель колхоза. Это все равно, если бы пожарник среди пожара вдруг бросил брандспойт и стал есть бутерброд. Или если бы сторож во время нападения на объект вдруг бросил ружье и лег спать. В Черкасской области, которая в прошлом году собрала с гектара почти по 40 центнеров зерновых и которую тот же Анатолий Даниленко взялся было сделать базовой моделью по развитию АПК во всей Украине, сегодня не имеет в среднем даже 30-ти центнеров хлеба на круг, а губернатор в это время отдыхает? Чудеса, да и только. Кстати, отсутствие минудобрений, нехватка районируемых сортов, приписки, очковтирательство, бравые рапорты, озабоченность скорее «президентским вопросом» (наш Президент — Леонид Кучма), нежели забота об урожае года следующего — все это неуклонно ведет к тому, что ситуация этого года, когда в начале весны вследствие названных причин область парализовал хлебный кризис и в магазинах стали выстраиваться очереди, может «не дождаться» весны 2000-го года, а повториться уже зимой, буквально через несколько месяцев. Но местным властным сторожам на это начхать. Главное — вовремя очнуться ото сна, когда приедет начальник, вытянуться перед ним «в струнку» и по-молодецки отрапортовать, а там — хоть трава не расти. Это, чтобы вы знали, не настоящие сторожа. Это фальшивые. И таких большинство.
Потому-то и просим мы подаяния то у европ, то у америк, потому-то и развелось в нашем краю воров неисчислимо, потому-то и тащат они все в разные стороны, потому-то и уповать простому люду в этой ситуации приходится не на власть (ибо ее нет), не на интеллигенцию (ибо она бесправная) и не на пролетариат (ибо у него украли все, даже классические цепи, которые оборотистые дельцы продали оптом за границу как утиль), а на сторожей. Их немного — настоящих сторожей. Но они едва ли не последние, кто еще может что- то сделать. Они едва ли не последние, кто остался «при исполнении», кто не боится помешать окончательному растаскиванию государства.
В городе Каменка Черкасской области пытались «наехать» на райотдел милиции только за то, что правоохранители отказались возбуждать уголовное дело против людей, которые посмели поднять голос против режима Кучмы. Инициировало скандальную акцию местное отделение фонда «Социальная защита», известного своими симпатиями к ныне действующему Президенту (детальнее см. «День» № 162 от 4 сентября этого года): Как посмели? Почему отказали? Но вы знаете, кто за нами стоит?.. Угрозы не подействовали. Милиционеры твердо стояли на своей позиции. И отстояли честное имя стражей закона.
В принципе каждый из нас может стать или сторожем, или вором. Зависит от выбора. С этого, наверное, все и начинается. Узрел ты, к примеру, как на твоем огороде копошится вор, выбирая выращенный твоим потом и кровью картофель, можешь скрутить его да еще и заставить возместить убытки. А можешь и мимо пройти. Действительно, боком, боком — и смыться греха подальше: а вдруг у него нож, а вдруг еще что-то? В конце концов, а может, это так и нужно — чтобы он выкопал твой картофель?
У нас отобрали все: работу, зарплату, достоинство, будущее — может, так и нужно? Мы живем в почти полностью разграбленной стране, и защитить нас некому — может, так и нужно?
Старик с костылем, вооруженный берданкой отряд самообороны, отдельные мужественные люди в милицейских погонах... Да, их немного. Настоящих сторожей. Может быть, что-то изменится, когда сторожем станет каждый из нас? Через несколько недель судьба опять поставит украинцев перед выбором: или стать охранниками своего дома, своего труда, своего права на полноценную и полнокровную жизнь, или и дальше прозябать и, чтобы не умереть с голоду, воровать, воровать, воровать — у государства, у соседа, у своих родственников, близких и, в конечном счете, у самого себя.