Как «облегчить» законы для сирот?
Каждая пятая семья в Украине обсуждает вопрос усыновления![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20071107/4193-1-1.jpg)
В Государственный департамент по усыновлению и защите прав ребенка граждане Украины и других государств обращаются по двум причинам. Первая: благодаря усыновлению бездетные родители могут воспитывать ребенка, вторая: после знакомства с детьми-сиротами у взрослых возникает желание дать им тепло и ласку в новой семье. И чтобы желаемое стало действительностью, будущим родителям приходится оббивать пороги не одного ведомства (для оформления документов на усыновление необходимо представить ряд справок — от медицинского обследования будущих родителей и справки о доходах до решения о возможности быть усыновителями). Но специалисты убеждают, что юридическая волокита, которую упростить практически невозможно, — это только верхушка айсберга. Оказывается, намного труднее выдержать психологическое напряжение, прежде чем ребенок станет членом новой семьи...
Саму же процедуру значительно усложняют несовершенства украинского законодательства. По словам сопредседателя Всеукраинской общественной организации «Служба защиты детей» Людмилы Волынец, Семейный кодекс Украины содержит немало противоречий. Одно из них касается предоставления приоритета усыновления семейным парам. Так, по данным экспертов, почти 5% заявлений на усыновление принадлежат одиноким людям, но закон не дает им права стать родителями, даже если они отвечают всем требованиям, которые выдвигаются к усыновителям. Также заходит в тупик пункт Семейного кодекса о том, что братья и сестры, которые стоят на учете усыновления, не могут разлучаться. По словам Людмилы Волынец, следующий абзац этого же закона утверждает совсем противоположное — разрешение на разлучение братьев и сестер.
Как преодолеть эти и другие недоразумения? Специалисты предлагают внести ряд изменений и поправок в Семейный и Налоговый кодексы Украины, принять постановления «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» и «Об утверждении порядка регистрации и предоставлении разрешения на осуществление деятельности в Украине иностранных некоммерческих негосударственных организаций по усыновлению детей и контроль за осуществлением этой деятельности». За сложными названиями этих законопроектов кроются довольно простые вещи.
— Если государство стимулирует появление ребенка в семье путем рождения, то оно должно стимулировать и появление ребенка в семье путем усыновления, — объяснила первый заместитель Департамента по усыновлению и защите прав ребенка Валентина Глущенко. — Поэтому самое первое, что должны принять законодатели — это выплата одноразовой помощи при усыновлении ребенка, сумма которой должна равняться той, которая платится при рождении ребенка. Кроме этого семья должна получать на усыновленного ребенка ежемесячную помощь по достижении им совершеннолетия. Один из родителей-усыновителей должен иметь право на трехмесячный отпуск сразу после усыновления. И еще одна просьба к представителям закона — освободить усыновителей от уплаты всех налогов и государственной пошлины.
По мнению специалистов, такие шаги со стороны правительства должны активизировать процесс национального усыновления, т.е. украинскими гражданами. В течение последних девяти месяцев украинцы усыновили почти 1300 детей, а иностранные граждане — 1178. Разница в цифрах незначительная, но рост количества украинских усыновителей эксперты считают позитивным явлением. Иногда интересы национальных и иностранных усыновителей совпадают на одном ребенке, на которого начинают заявлять еще и новоиспеченные родственники. Такие ситуации — не единичны, уверяют специалисты. Чтобы решить их, нужно четко установить, какие именно дети подлежат учету на усыновление (действительно ли они сироты и не имеют родственников, которые могут взять их на воспитание, и другие вопросы).
По результатам исследования Государственного института проблем семьи и молодежи, 80% усыновителей хотят усыновить детей в возрасте до трех лет. Детей старше 6 лет устроить в семью значительно сложнее (такое желание есть только у 7% опрошенных). По словам Валентины Глущенко, пока что детей до трех лет, которые зарегистрированны в базе данных для усыновления, в несколько раз меньше, чем старших детей. Поэтому Государственный департамент усыновления и защиты прав ребенка не может удовлетворить желание всех потенциальных усыновителей. Из- за несоответствия ресурсного обеспечения департамент за год может рассмотреть только две тысячи дел об усыновлении, в частности межгосударственное, тогда как 5 тысяч иностранных семей ежегодно дают заявления на усыновление украинских детей.
— Вопрос межгосударственного усыновления окутан в Украине многими мифами, — считает директор программы «Семья для ребенка» Елена Герасимова. — Иностранцы усыновляют только больных детей, чаще всего предпочитают взрослых детей и не усыновляют всех братьев и сестер из одной семьи — это только часть тех мифов, которые абсолютно не отвечают реальности. На основании работы в Украине иностранных агентств по усыновлению, можно утверждать, что иностранцы вообще отказываются иметь дело с детьми, у которых есть братья или сестры. Что касается больных детей, то закон Украины не предусматривает усыновления детей с синдромом Дауна и больных детским церебральным параличом.
Пока что в Украине работают более 150 иностранных агентств, которые помогают гражданам своих государств в оформлении усыновления. К их работе специалисты не имеют никаких претензий. Единственное, что они от них требуют, это десятилетний опыт работы в своей стране, разрешение Украины на свою деятельность, опыт работы по усыновлению детей с особыми потребностями и обязанность контролировать условия жизни и воспитания усыновленных детей и тому подобное.
Среди других проблем межгосударственного усыновления эксперты обращают внимание на то, что Украина еще и до сих пор не присоединилась к Гаагской Конвенции ООН о правах ребенка, которая предусматривает, что усыновление ребенка гражданами другого государства возможно только в том случае, если в стране происхождения ребенок не может быть передан на воспитание в семью или на усыновление. Поскольку украинское правительство игнорирует этот важный документ (вопрос о присоединении к Конвенции уже трижды рассматривался на заседаниях Верховной Рады, но так и не было решено), специалисты предлагают два пути выхода из ситуации — отказаться от принятия Конвенции, но учесть ее важнейшие аспекты или же легализовать межгосударственное усыновление, внеся поправки в Гражданский кодекс. В частности, утвердить на уровне правительства требования и сроки предоставления отчета об усыновленном иностранцами ребенке и установить порядок надзора за соблюдением прав ребенка в иностранной семье.
Выпуск газеты №:
№193, (2007)Section
Панорама «Дня»