Перейти к основному содержанию

Как одна учительница Украину объединила...

11 апреля, 00:00

Уже много лет Галина Лукьяновна Трякина преподает историю в школе №5 города Северодонецка Луганской области и постоянно путешествует по миру со своими воспитанниками. Со своим классом учительница побывала на Волыни, Ивано-Франковщине, Буковине, а также — в Словакии, Венгрии, Польше. Сейчас идет подготовка к поездке в Германию и Италию. Вероятно, вы представляете учеников Галины Лукьяновны детьми очень состоятельных родителей, понимая, сколько могут стоить такие путешествия. Речь же пойдет о поездках, стоимость которых не выражается кругленькими суммами.

— Галина Лукьяновна, как вам удалось в таких сложных экономических условиях организовать такое количество путешествий? Как вообще могла зародиться сама мысль, не получая никакого материального вознаграждения, затрачивать колоссальные усилия на осуществление этой идеи?

— Это было очень давно, еще в 5 классе я решила, что обязательно буду учителем, и только учителем истории. Мои родители работали на заводе «Азот» в Северодонецке. Они приехали сюда на ударную комсомольскую стройку, мама — с Харьковщины, папа — с Волыни. После окончания института я вышла замуж и уехала в далекое Забайкалье, в Читу (вслед за мужем по его распределению). Край был красивый, но это была какая-то чужая красота, и я никак не могла привыкнуть к новому месту. Каждое утро, просыпаясь, думала: «А как там дома, на Украине?» И вот как- то спустя года два после нашего приезда на новое место я вдруг услышала украинскую речь — ко мне обращался маленький мальчик с просьбой помочь ему. Оказалось, что он из Полтавы. Я даже расплакалась, и мне очень захотелось тогда показать своим ученикам Украину, но Украина была далеко, и я решила попутешествовать с ребятами по более близким местам — Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Абакан, Тайшет, Шушенское, Иркутск. Мы знакомились с историей края на местах конкретных событий, в музеях, во время экскурсий по городам и окрестностям.

В 1982 году семья наша вернулась в Северодонецк. Я пришла в свою школу, в которой училась, работала вожатой — теперь мне предлагали работать учителем истории. Вернувшись в родные места, я задумалась о том, как мало я их знаю. Мне даже стало как-то неудобно, что Дальний Восток на тот момент я знала лучше, чем Украину. Так родилась мысль показать детям различные регионы страны. Я обратилась в местное отделение организации РУХа, где мне помогли осуществить поездку для моих пятиклассников на Рождество в Коломыю Ивано-Франковской области, в село Ковалевка. Местные жители разобрали детей по своим семьям. На следующий день вместе с гостеприимными хозяевами мы ходили в церковь на торжественное богослужение. Детей учили колядовать, они схватывали все налету. Моих маленьких колядников местные жители щедро одаривали, очень тепло принимали. Дети старались общаться на украинском языке, но не всегда им это было легко. Люди относились к проблеме с пониманием, звучание русской речи их нисколько не раздражало. Провожало нас все село, ручейками люди стекались к школе, где нас ждал автобус, чтобы передать ребятам подарки — яблоки, чернослив, орехи, поделки из дерева. Гостили неделю, а уезжать не хотелось, даже плакали. Потом все вспоминали местные обычаи, посещение музея росписи пасхального яйца в Коломыи, как сами изготовляли подсвечники из дерева.

На следующий год я обратилась в «Просвіту» с просьбой помочь организовать поездку на Волынь. Мне дали адреса и телефоны — я договорилась о приеме детей. Прием был организован так, что класс разбили на несколько груп, которые высаживались с поезда на различных станциях. Домой мы возвращались в том же порядке, подсаживаясь частями в поезд, который вез нас домой в Северодонецк. Первая группа гостила в Луцке, а последняя — в Ковеле. Все было очень четко организовано, местные организации имели списки детей, которых уже распределили заранее по семьям. Когда же гостили в Ковеле, то побывали в музее Леси Украинки, а также и в колонии для несовершеннолетних. Я ощущала такую ответственность наших гостеприимных хозяев, что чувство тревоги за детей, которых не было постоянно у меня на глазах, не возникало.

Следующую поездку нам снова помог организовать РУХ. Нас пригласили в Закарпатье в Великий Березный. Снова было Роджество. Но в предыдущий раз мы познакомились с обычаями отмечать этот праздник православной церковью, а теперь нам предстояло познакомиться с обычаями греко-католической конфессии. Нас возили отдыхать в горы, на экскурсию в Ужгород. И снова нам везло на теплый прием, на отзывчивых и внимательных людей. А вот на Буковине нас встречали и знакомили с краем учителя Ривакиевской школы во главе с ее директором Зиркой Дмитриевной. Там ребята участвовали в празднике Маланки, более тесно знакомились со своими ровесниками.

Во время всех этих путешествий мои дети не смотрели на мир только из окошек автобусов, они знакомились с жизнью различных регионов нашей страны, дышали воздухом этих мест, проживали с людьми этих краев, пусть и совсем кратковременную, но общую жизнь, они впитывали историю края через рассказы своих радушных хозяев. Так они учились всматриваться и вдумываться, так учились ходить по родной земле, ценя ее главное богатство — неисчерпаемую высокую духовность своего народа, ощущая его единство. Учитывая то, что мы не пользовались дорогостоящими услугами туристических фирм, а основывали свои поездки исключительно на непосредственных контактах с разными людьми, то и особых денег нам не требовалось. Однако какой бесценный багаж привозили дети домой! Мне приятно, что родители моих учеников меня поняли — поддерживают и помогают.

— Галина Лукьяновна, как отражаются ваши с ребятами поездки на характере изучения истории в классе, ведь с детьми, которым столько повезло увидеть, говорить о нашей истории только на материале страниц учебника не получится?

— История для меня — сама жизнь, и то, что происходит сегодня с нами, уже завтра становится историей. Поэтому на уроках я много рассказываю о том, что увидела, прочитала, рассказываю о встречах с людьми, особенно с современными политиками. Говорят, что школа должна быть далека от политики, но я так не считаю. Я часто цитируют слова тележурналиста Пиховшека: «Если вы не интересуетесь политикой, то она заинтересуется вами». Как-то я написала на доске список премьеров нашего государства за 10 лет, указав сроки, в которые они занимали эту должность. Объяснять, что в стране, как и в доме, должен быть хозяин, было излишне. Я рассказываю детям и о моих встречах с Наталией Витренко, Ярославой Стецько, Евгением Марчуком и многими другими известными людьми нашей страны. Некоторые мои встречи были случайными, некоторые происходили по моей инициативе, учитывая мою настойчивость и терпение. Я — учитель истории и считаю, что должна получать сведения из первых рук. Довольно часто я убеждалась в том, что образ того или иного политика в жизни совсем не соответствует тому, что видишь с экрана. Я считаю, что нужно выслушивать как можно больше различных мнений, чтобы научиться самому делать выводы. Этому я учу и своих учеников. Детей моих очень заинтересовала личность Евгения Марчука, им захотелось встретиться с этим человеком. Я попробовала организовать встречу, когда мы были в Киеве проездом (ехали знакомиться с Буковиной), но господин Марчук был очень занят и встреча не состоялась. Однако спустя время Евгений Киррилович предстал перед детьми в своем изначальном звании — учителя украинского языка — и провел урок. Звучала красивая украинская речь. Урок такого типа учителя называют уроком развития речи. Темой занятия было рассуждение о роли качественных знаний в наше время, о возможностях получения образования. Дети учились точно высказывать свои мысли на родном языке, вести диалог, размышлять и искать нестандартные решения. Урок закончился вручением подарков — учебников украинского языка, а отличники и учителя украинского языка получили книги с дарственной надписью. С тех пор в городе мой класс стали называть классом Марчука, а дети повесили портрет Евгения Кирилловича у себя в кабинете. В этом году мои ученики заканчивают школу, и Евгений Кириллович обещал обязательно приехать к ребятам на праздник последнего звонка. Я очень рада, что в жизнь моих ребят вошел такой человек, ведь в юности обязательно должен быть положительный идеал, на который бы молодой человек мог равняться. Отсутствие положительного идеала — проблема нашего общества, вспомните, что вы видите изо дня в день с экранов телевизора?

— Галина Лукьяновна, у вас очень интересный опыт в воспитании у ребят активной гражданской позиции, в ознакомлении с историей своего края, своей страны. Я думаю, что им обязательно заинтересуются и другие учителя, что у вас появятся последователи и единомышленники в таком подходе к преподнесению знаний. Однако Вы пошли еще дальше в прямом смысле этого слова, Вы решили шагнуть в Европу. Зачем это было нужно, учитывая, что осуществлять зарубежные поездки да еще и по вашей схеме, не прибегая к услугам туристических агентств, намного сложнее?

— По достоинству что-то оценивать можно только в сравнении. Это сравнение нужно давать даже в том случае, когда оно свидетельствует не в твою пользу. Мне очень хочется, чтобы мои ученики жили в развитом цивилизованном мире, чтобы они умели строить такой мир. Существует очень много вещей, для получения которых не нужны деньги, не нужно отводить специальное время — я имею ввиду уважительное отношение к окружающим людям. В Венгрии мы видели, что в подъездах на окнах висел тюль и на подоконниках стояли цветы. Дети спрашивали: «Почему у нас не так?» Мне тяжело, когда мы возвращаемся из поездки из-за границы. Дети видят, насколько там выше уровень жизни, но очень важно, чтобы они не переставали искать ответ на вопрос: «Почему у нас не так?» и пытались менять жизнь в нашем государстве к лучшему. Знаете, мне этого очень-очень хочется. Я никогда не даю оценку относительно того, что хорошо, а что плохо. Ребята должны научиться разбираться сами, чтобы не были в жизни потом слепыми котятами и не позволяли манипулировать своим сознанием.

Когда мы выезжали в Словакию, то ехали через Закарпатье. В то время в Закарпатье случилась беда — наводнение. Мы передали пострадавшим от учеников нашей школы помощь в виде учебных принадлежностей. Эта поездка тоже была на Рождество, и это было наше первое Рождество за границей. Словакия нас поразила. Кругом была праздничная иллюминация, елочки возле домов тоже были украшены огоньками. Греко-католики Словакии познакомили нас с тем, как у них принято отмечать этот праздник. Нас возили в Татры, монахини ездили с нами. Играли с детьми в снежки, веселились. Во время службы священник говорил о мирских делах, о радостях и бедах прихожан, о необходимости помогать конкретным людям, попавшим в сложное положение. Нас это очень поразило. Эта поездка состоялась, благодаря помощи крестной одного из моих учеников.

После поездки в Словакию я решила познакомить детей с католической церковью. Обратилась к консулу Польши в Харькове, просила помочь. Нам ничего не обещали, но приглашение в Польшу мы получили. В Польше в Кракове нас встречали священники. Нам рассказали о распространенности религиозных взглядов в Польше. Там везде на окнах висели большие портреты Папы Римского (ведь он сам из Кракова). Детям очень захотелось тогда съездить в Италию, побывать в Ватикане. В мае этого года мы собираемся осуществить этот план. Также еще хотим съездить и в Германию. Чтобы было легче искать поддержку для осуществления наших планов, мы выпускаем газету «Есть такой класс», в которой рассказываем обо всех наших путешествиях. А этим летом мы побывали в Венгрии. В этот раз нам помогла украинка из Венгрии, с которой мы случайно познакомились. Чтобы воспитывать молодежь гражданами своей страны, совсем не достаточно показывать им только систему макромира, а необходимо учить жить и в микромире — в своей семье. В нашем классе стало традицией проводить праздники «Отдыхаем в кругу семьи». Мы собираемся в нашей школьной столовой, где за каждым столиком размещается одна большая семья — родители, бабушки и дедушки, сестрички и братики. Соревнуемся в оригинальности, не в обилии, оформления столов. Старшие имеют возможность понаблюдать за своими чадами со стороны. Ведь на родительском собрании я никогда ни о ком из детей не говорю плохо, но стараюсь, чтобы родители побольше знали о своих детях и были к ним поближе. Мой девиз: «Ищите в юности начало добрых дел, и корни зла ищите тоже в детстве». Я очень люблю своих детей, мне даже страшно представить, что первого сентября я не увижу их в классе. Многие из моих ребят готовятся поступать на юридический факультет, хотят стать юристами, считают, что законы для государства — это основное. Таня Резник будет поступать в институт менеджмента в Киеве, эта девочка — прирожденный руководитель. Аня Хатминская со временем станет моим коллегой, будет поступать в педагогический на исторический факультет...

Возможно, моих ребят жизнь разбросает по разным уголкам страны, но я уверена, что они уже никогда не смогут смотреть на мир «из окошка», что будут готовы преодолевать любые трудности, находить решения в самых сложных ситуациях.

В продолжение предлагаемой публикации будем рады увидеть на страницах нашей газеты рассказы жителей Украины об учителях с большой буквы, о людях, не просто зарабатывающих свой педагогический кусок хлеба, а о тех, кто, преодолевая трудности и преграды сегодняшнего дня, формирует активного, думающего, независимого гражданина независимой Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать