Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как повысить планку политики?

Эксперты «Дня» считают, что лучший выход — профессиональное правительство
10 октября, 19:53
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Пожалуй, главная особенность украинской политики — это тотальное недоверие. Ющенко не доверяет Тимошенко, Тимошенко не доверяет Ющенко, оба не доверяют Януковичу.

По данным «Украинской правды», Виктор Ющенко настаивает на том, чтобы до формирования коалиции демократических сил парламент избрал спикера и проголосовал за новый вариант Закона «О Кабинете министров», в котором не исключается частичное подчинение правительства Секретариату Президента и СНБО. Это, конечно же, не устраивает Тимошенко.

Одним словом, коалиция еще не создана, а трения уже начались. Хотя еще не известно, будет ли вообще создана эта коалиция. Возможно, в БЮТе при таком развитие событий решат подождать два года в оппозиции, а потом спокойно пойти на президентские выборы и их выиграть...

Мы спросили экспертов «Дня»: Способны «оранжевые» учиться на своих ошибках или они снова наступят на те же грабли? Смогут ли Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко конструктивно работать вместе?

Игорь ЛОСЕВ, доцент кафедры культурологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

— Честно говоря, я не очень верю, что они смогут конструктивно работать. Потому что в украинской политике существует колоссальное недоверие фигурантов друг к другу. И недоверие это, в общем-то, оправданное, поскольку практически у всех наших политиков проявляются наклонности мелких шулеров.

Если 30 человек в «Нашей Украине — Народной Самообороне» заявили, что они категорически против создания коалиции с Партией регионов, то примерно такое же количество людей, очевидно, занимает другую позицию.

Я думаю, что опять в течение месяца будет такое переговорное болото — лидеры будут исполнять по отношению друг к другу какие-то странные танцы, при этом разбрасываться многозначительными и истолковываемыми как угодно заявлениями. И все это будет продолжаться долго, а потом закончится каким-то совершенно ничтожным жалким вариантом. Примерно так, как это было в прошлый раз. Только непонятно, зачем нужно было терять столько времени.

Так что я пессимист в этом отношении. Наши политики ничуть не изменились за это время, и у меня такое ощущение, что ничему не научились. Мне бы очень не хотелось, чтобы мой прогноз сбылся, но пока он такой.

Виктор РАДЧУК, директор Информационно-издательского центра Житомирского городского совета, политолог:

— Думаю, что «оранжевые» будут учитывать собственные ошибки, потому что к этому их будет побуждать ситуация после внеочередных парламентских выборов. Речь и о небольшом преимуществе представителей «оранжевых» в Верховной Раде и о достаточно низком результате блока «Наша Украина—Народная самооборона», неожиданным для пропрезидентских сил, однако прогнозированным рядом социологов. В принципе, нашеукраинцы знали о своих ошибках раньше, но выборы стали последним сигналом. Однако знают ли они, в чем содержание их ошибок, — это вопрос. Им еще нужно учиться их анализировать. Кстати, такая же проблема сейчас стоит перед Партией регионов. Для «оранжевых» одним из главных моментов является кадровая политика, в которой просматривается поспешность, отсутствие системности. И если в 2005 году это можно было объяснить определенной неопытностью, то в 2007 году должно бы быть иначе. Но варианты назначений на те или другие должности, которые сейчас «гуляют» в интернете, выглядят несколько авантюрными и не достаточно обоснованными.

Считаю, что Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко смогут сотрудничать. Иначе каждая из этих личностей и политические силы, которые за ними стоят, потеряют намного больше, чем получат. Другое дело, насколько эта работа будет конструктивной. Это будет зависеть, в первую очередь, от того, кто из персоналий будет привлечен к власти. В обеих командах есть люди, которые претендуют на важные должности, поэтому будет своеобразная конкуренция, но это не будет соревнование политических соперников, а чиновников за место во властных структурах. И здесь большая роль будет принадлежать именно В. Ющенко и Ю. Тимошенко, вынужденных координировать эти вопросы. Чтобы конкуренция не переросла в политическую борьбу. Потому что в каждой команде, в принципе, есть равноценные кандидатуры по уровню политического веса, имиджа, таким образом, в этих вопросах следует действовать толерантно. Тем более, что для налаживания такого сотрудничества у «оранжевых» очень небольшой срок. Это если не будет досрочных местных выборов, о которых все чаще говорят в политических кругах. Но это значит, что внимание власти на местах будет оттянуто на избирательную кампанию. И месяцы предвыборной борьбы будут вычеркнуты из работы правительства, Секретариата Президента, Верховной Рады. А там и президентские выборы. А к тому времени, фактически за год- полтора, В. Ющенко и Ю. Тимошенко нужно показать, что они что-то могут — и в плане привлечения иностранных инвестиций, и в коммунальном хозяйстве, и в проведении назревших реформ. Если им это не удастся, то президентские перспективы в 2009 году каждого из них (у В. Ющенко они и так слабые) станут еще более сложными.

Сергей БИЛОШИЦКИЙ, кандидат исторических наук, г. Хмельницкий:

— Считаю, что само понятие «оранжевые силы» потеряло какую-либо реальность. В конце 2004 года разные политические силы, обозначенные такими лидерами, как Юлия Тимошенко, Александр Мороз, Анатолий Кинах, Александр Зинченко, Давид Жвания и другие, поддержали в избирательной гонке кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко для того, чтобы, используя его бренд, освободить властное пространство от более сильных игроков — Леонида Кучмы и его возможных преемников. Очередной этап борьбы для этих сил предусматривал «приватизацию» или даже уничтожение самого Виктора Ющенко как политика.

Таким образом, «оранжевые» силы оказались ситуативными попутчиками, но не соратниками в борьбе за власть. Не являются они таковыми и теперь. Поэтому никаких принципиальных ошибок «оранжевые» не сделали ни в 2005-м, ни в 2007-м. И, соответственно, трудно говорить о полученных уроках и выводах. Эти политические силы продолжали и продолжают с переменным успехом вести между собой бескомпромиссную борьбу за власть, угадывая друг в друге главную опасность для своего комфортного положения в системе власти.

Отвечая на вопрос о возможностях эффективного союза между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко, можно констатировать, что подобный союз возможен только при соблюдении трех следующих условий. Во-первых, этого должен искренне и настойчиво желать Запад. Во-вторых, Виктор Ющенко должен быть готовым психологически и фактически объявить Юлию Тимошенко своим преемником на выборах 2009 года. В-третьих, властные элиты, взлелеянные Виктором Ющенко, должны получить надежные гарантии сохранения своих политических и экономических интересов при президентстве Юлии Тимошенко, что возможно лишь при условии, что лидер БЮТ будет готова умерить амбиции представителей своей «команды».

Лично у меня создается впечатление, что подобный сюжет маловероятен. Правящая президентская рать не позволит Виктору Ющенко участвовать в своих «политических похоронах», которые наступят в том случае, если он рискнет решить динамичной, креативной и харизматичной Юлии Тимошенко формировать «повестку дня» современной Украины.

В свою очередь Юлия Тимошенко теперь не очень и стремится к власти в условиях завышенных социальных ожиданий, когда она как возможный премьер сможет получить лишь: надежное парламентское большинство, коалиционное разновекторное правительство и подцензурность со стороны Секретариата Президента Украины.

Владимир ПРИТУЛА, Председатель Комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:

— Очевидно, что любой умный человек имеет способность учиться на своих ошибках, и исходя из того, что Ющенко и Тимошенко умные люди, как и их окружение, которое влияет на принятие решений, надо думать, что прошлый опыт их чему-то все же научил. Однако я бы не спешил утверждать, что Юлия Тимошенко будет назначена премьер-министром, потому что для этого нужно пройти еще определенный достаточно сложный путь — пусть парламент соберется, решит свои внутренние проблемы, обойдет все существующие угрозы, в том числе и угрозу отказа от получения мандатов или выхода из состава Верховной Рады каких-то фракций, а тогда уже можно будет говорить о кандидатуре премьера. Вполне возможно, что это может быть и не Тимошенко, точно так же, как и Юлия Владимировна может оказаться в другой роли.

Что касается конструктивного сотрудничества Ющенко и Тимошенко, то я думаю, что для большей стабильности следовало бы создать пусть не «ширку», потому что она уже дискредитировала себя, но и не одноцветную коалицию, а так называемую коалицию национального единства. Я считаю, что речь здесь должна идти не просто о сотрудничестве Президента и премьер-министра, а проблема стоит значительно шире — Президент и премьер должны сотрудничать для обеспечения стабильности государства и развития социально-экономической сферы. Таким образом, речь должна идти о том, что такое сотрудничество и такая стабильность в Украине возможны только при условии, если к коалиции и в состав правительства, даже если они будут формироваться на основании одной-двух политических сил, должны быть привлечены отдельные, самые квалифицированные представители как Партии регионов, так и других партий. Я считаю, что в нынешней ситуации только представители Компартии не могут быть включены в коалицию национального единства, потому что их практика и идеология уже полностью доказали свою несостоятельность, а остальные политические силы имеют перспективы быть в руководстве Украины.

Вместе с тем такая коалиция именно ради стабильности должна решить вопрос об устранении в Украине двоевластия. Для этого одним из первых должен быть решен вопрос о внесении изменений в Конституцию, о возврате Президенту пусть не всех, но большинства ошибочно забранных у него полномочий, отмена неприкосновенности депутатов, и баланса властных полномочий между ветвями власти. Именно на таких условиях и возможно сотрудничество между Президентом и будущим премьером.

Владимир МИХАЙЛИШИН, начальник управления внутренней политики Днепропетровского городского совета:

— В том, что В.Ющенко и Ю.Тимошенко смогут работать вместе, я не сомневаюсь. Другой вопрос, как долго продлится это сотрудничество. В 2005 году, всего лишь через три месяца после сформирования нового Кабинета Министров, Президент начал критиковать Ю.Тимошенко за высокие темпы инфляции, а уже в сентябре принял ее отставку. Их сотрудничество тогда продлилось около восьми месяцев, несмотря на то, что обычно правительству дают год, чтобы оно могло проявить свой потенциал. Не следует забывать, что «оранжевые» в то время чувствовали себя победителями, а обстановка в стране не была такой накаленной. Теперь же мы приближаемся к президентским выборам и почти никто не сомневается, что баллотироваться на этот пост будет и Ю.Тимошенко. Учитывая, что ее блок получил значительно большую поддержку на прошедших парламентских выборах, чем блок пропрезидентский, шансы у Юлии Владимировны весьма высоки. Однако, если она вновь возглавит правительство, ей придется взять на себя ответственность за решение нелегких вопросов — обеспечение коммунальной сферы газом в период отопительного сезона, обуздание цен на продукты питания, а, кроме того, она должна выполнить те обещания, которые давала во время выборов. Напомню, Ю.Тимошенко убеждала избирателей, что сможет вернуть всего лишь за два года «замороженные» вклады Сбербанка и с начала следующего года перевести украинскую армию на профессиональную основу. Я уж не буду говорить о социальных выплатах, которые тимошенковцы отстояли в Конституционном Суде, многократном увеличении пособий по рождаемости или ликвидацию депутатских привилегий и льгот. Если Ю.Тимошенко обманет избирателей, то ее противники не упустят возможности этим воспользоваться, и правительство попадет под шквальный огонь критики — гораздо более сильной, чем это было в 2005 году. Может так получиться, что премьерство станет «ловушкой» для Ю.Тимошенко, рассчитанной на то, чтобы через какое-то время отправить ее в отставку с основательно подмоченной репутацией. Как бы там ни было, сотрудничество двух бывших лидеров оранжевой революции, уже имеющее свою историю, и на нынешнем этапе, наверняка, будет непростым. Остроты ему добавит борьба за власть, тем более, что ставки будут выше, чем прежде.

Николай ВАСЬКИВ, профессор Каменец-Подольского государственного университета:

— Программа и планы БЮТ остаются загадочными и поныне, но вообще из предыдущих событий им немного уроков нужно было получить. Ведь они четко декларировали верность принципам оранжевой революции и пытались следовать им в своей деятельности. Возможно, необходимо было только приобрести некоторую гибкость. Но кто скажет, где именно грань между гибкостью и предательством интересов своих избирателей?..

Значительно более серьезные проблемы были у нашеукраинцев, которые прошли через существенное обновление и даже некоторое очищение. Пока что они в блоке с другими силами так же декларируют соблюдение принципов построения демократической коалиции. Неизвестно, что имел в виду Президент, когда заявлял о необходимости договориться с регионалами. Но твердое заявление нашеукраинского руководства о возможности только демократической коалиции, по-видимому, было решающим аргументом в последующем президентском толковании. Мол, он имел в виду обеспечение прав мощной оппозиции для эффективной работы парламента.

В этом смысле Президент абсолютно прав: ради общественного консенсуса победитель должен первым подать руку, даже если у последнего они, то есть руки, не совсем чистые. Очевидно, что в партии, где больше всего олигархов, есть немало людей, которые ну очень не хотят идти в оппозицию, поэтому они с радостью перебежали бы, по примеру своих «оранжевых» предшественников, в чужой лагерь. Но теперь, после официальной аргументации причин роспуска парламента V созыва, это невозможно. Это не означает, что перебежчиков не будет в принципе. Просто они официально будут продолжать оставаться во фракции ПР (или Литвина), но в нужный момент нажимать на Нужные Кнопки. Одновременно противостояние Востока и Запада, украиноязычных и русскоязычных, сторонников ЕЭП и ЕС будет угасать, приобретать проеэсовские черты, потому что туда на самом деле хотят и «бело-синие», и «оранжевые».

Самый сложный вопрос с Президентом. Есть такое ощущение, что его и его Секретариат уже давно волнуют следующие президентские выборы. И стремятся решить их результат уже сегодня за счет каких-то замысловатых политических комбинаций, договоренностей с теми, кто является, как минимум, идейными оппонентами и такими останутся. Президенту стоит сосредоточиться на другом — как можно быстрее выстраивать эффективный и некоррумпированный аппарат государственного управления. Чем быстрее это произойдет и принесет ощутимые результаты, тем больше шансы Виктора Андреевича на второе президентство. И хотя недоверие к Юлии Тимошенко не дает покоя, именно из-за ее премьерства становится наиболее реальной перспектива для Ющенко стать президентом во второй раз, потому что во всех других случаях к враждебности восточного избирателя прибавится недоверие избирателя из центральных и западных регионов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать