Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как стать «звездой» фигурного катания?

18 декабря в Киеве, а 20 декабря в Днепропетровске зрители увидят уникальное шоу «Ледовая симфония»
14 декабря, 19:47

В нем выступят сильнейшие фигуристы из Украины, России и Америки — чемпионы Европы, мира и Олимпийских игр разных лет. Это шоу продюсер и участник творческого проекта Илья Авербух называет дивертисментом, которое подарит публике встречу со «звездами» фигурного катания: Оксаной Баюл, Алексеем Ягудиным, Татьяной Навкой — Романом Костомаровым, Еленой Бережной — Антоном Сихарулидзе, Ириной Лобачевой — Ильей Авербухом, Еленой Грушиной — Русланом Гончаровым, Еленой Ляшенко, Дмитрием Дмитриенко и спортивными акробатами Валерией Тишлер — Виктором Мытником. Но уже следующей весной к этой спортивной команде чемпионов добавятся участники популярного телешоу «Звезды на льду»: артисты, музыканты, певцы, телеведущие (продюсером шоу является И. Авербух).

Наша беседа о спорте, танцах, звездных причудах и буме вокруг фигурного катания.

МОДА НА ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

— Илья, когда вы начинали свои первые шаги в спорте, то фигурное катание было суперпопулярным: наравне с футболом и хоккеем. Можно припомнить, что когда транслировали европейские и мировые чемпионаты, то улицы городов пустели, а зрители всех возрастов замирали, «болея» у телевизора за наших фигуристов. Ныне зрительский интерес уменьшился. Как вы считаете, его пик уже пройден?

— Я думаю, что ныне начался новый виток в популярности фигурного катания. Во многом интерес публики подогрел наш совместный телепроект с Первым каналом России «Звезды на льду». Жаль, что его не все украинские зрители смотрят (программу транслируют по некоторым кабельным каналам, и ее могут видеть те, кто имеет спутниковую тарелку. — Т. П. ). У нас в России сегодня начался бум фигурного катания и коньки практически невозможно купить. Все ждут морозов, чтобы покататься, или ходят на катки с искусственным льдом. После телепрограммы «Звезды на льду» все ее участники стали очень популярны. Можно сказать, что появилась некая мода, когда на корпоративную вечеринку теперь приглашают не эстрадных певцов, а наших «звезд». Но тот бум к фигурному катанию, который был в 70—80-е годы, увы, уже невозможен. Ведь в то время был один-два телеканала, и фигурное катание стало отдушиной для миллионов людей. Сегодня огромная конкуренция между каналами, масса разной информации. Наивно думать, что время вернется вспять.

ОКСАНА БАЮЛ —АКТРИСА НА ЛЬДУ

— Как вам удалось собрать в одной программе целое созвездие мировых знаменитостей? Не возникало ли проблем, ведь все творческие личности очень амбициозны?

— Шоу, в котором участвуют мировые знаменитости фигурного катания, очень популярны в разных странах. Я знаю, что с большим успехом показывал в Киеве программу мой коллега, известный украинский фигурист Виктор Петренко. Я рад, что он сумел организовать свое шоу. У нас нет соперничества. Наши программы абсолютно разные и не имеют никаких пересечений, у нас задействованы разные «звезды» фигурного катания.

Что касается конфликтов в нашей команде, то они, порой, возникают, но я не даю вспышке вырастать в пламя. Приходится вести себя достаточно жестко внутри коллектива. Я могу выслушать претензии разных сторон, но последнее слово за мной. Диктат и единоначалие в творческом коллективе необходимы, т. к. иначе наступит анархия. Я чту высокие регалии спортсменов (у нас выступают 10 олимпийских чемпионов), но есть сценарий шоу, и от него выстраивается программа. Всех секретов «Ледовой симфонии» раскрывать не буду, но скажу, что публика получит истинное наслаждение от оригинальных и эксклюзивных номеров. Мы готовим сюрпризы, так зрители впервые увидят необычное трио: Алексей Ягудин, Антон Сихарулидзе и я покажем миниатюру-шарж на мима Славу Полунина. Буду вести диалог со зрителями. Мы отказались от декораций, т. к. они обрезают половину зала, и работаем в полный зал. Зато используем пиротехнические эффекты, лазерное и световое оборудование. «Изюминка» нашей программы — «звезды» и их оригинальные номера.

— Оксана Баюл — редкая «ласточка» в Киеве. Она давно живет и работает в США, но и к нам долетают сообщения о ее непростом характере. Давно ли вы выступаете совместно?

— Я понимаю, что Оксану очень любят на родине. С ее именем связана целая эпоха в фигурном катании, а ее победа на Олимпиаде в 1994 году прославила Украину и в одночасье сделала Баюл суперзнаменитостью. В нашем шоу мы вместе выступали год назад в туре по 10 городам, и все было замечательно. Ныне она в достаточно хорошей спортивной форме, но вряд ли сможет бороться за медали. Да и не ставит она перед собой такой цели, но как высокий профи в фигурном катании она может выйти на лед и взять зал искренностью, мастерством. Она — актриса на льду. Хотя Оксана может кому-то нравиться, а кому-то не нравиться, но то, что она личность, — вне сомнения. У Баюл бунтарский характер. Все коллеги и ее поклонники, благодаря зарубежным СМИ, знают о баюловских «историях». Знаете, за время нашего сотрудничества ни один раз Оксана меня не подвела. После киевского выступления, Баюл примет участие в необычном шоу в Москве, которое я продюсирую: на Красной площади будет залит каток, на котором спортсмены и участники проекта «Звезды на льду» выступят на главной площади России.

«ЗВЕЗДЫ», КОНЬКИ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

— Илья, вы попробовали себя в тележурналистике, в кино, но вновь вернулись к фигурному катанию.

— После завершения спортивной карьеры я стал думать: чем заняться? Я понимал, что массу времени упустил на тренировках. Быть тренером — скучно! Самому выступать — ну сколько можно? А к славе привык. Хочется остаться на экране ТВ. Поэтому решил попробовать свои силы в тележурналистике. Делал репортажи с Чемпионатов мира, Европы, комментировал Олимпийские игры в Афинах, вел программу «Веселые старты» на телеканале «Спорт». Мне нравилось, даже снялся в роли журналиста в сериале Всеволода Плоткина «Время жестоких», но когда Первый канал России предложил стать продюсером «Звезд на льду», то я загорелся этой идеей. Тут можно проявить себя в разных ипостасях: организатора, разработчика идеи, тренера, постановщика танцев.

— Как рождались «звездные» пары? В шоу вы брали тех, кто уже умел кататься или учили с азов? Сколько времени потребовалось на тренировки?

— Тренировки начались за полтора месяца до проекта. Первыми на лед вышли Валерий Сюткин, Ингеборга Дапкунайте, Катя Гусева и Марат Башаров. Но они были постоянно в разъездах. Неделю тренируются, неделю нет. Идея шоу не в том, чтобы сделать из «звезд» профессиональных фигуристов. Суть его — поставить на лед известных, популярных людей. Я добавил, чтобы это были личности из разных сфер: спорт, театр, кино, музыка, телевидение. Отобрав кандидатов, мы не ставим вопрос: катался ли когда-то человек на коньках или нет. Главное, чтобы он сумел себя показать по-новому. Когда будущие участники шоу выкатились на лед, то я понял: стоит в кого что-то вкладывать. Я тренировал все 12 пар и поставил им танцы, а это в общей сложности 150 композиций. Как продюсеру и благодаря своим личным контактам, мне удалось включить в этот проект всех «звезд» последних двух олимпиад. А что касается методики тренировок, то когда я просто объяснял, как надо повернуться, фигурным языком — сделать твизл — двойной поворот, то практически никто не может повторить. Тогда я говорю: представьте, что вас захватил вихрь событий так, что хочется кричать. И у них этот твизл получается сам собой. Я никого специально не подбирал: кто с кем будет выступать. Например, мне показалось, что актрисе Кате Гусевой будет хорошо кататься с Ромой Костомаровым. А подбирая партнера для Тани Навки, я искал, чтобы партнер был высокого роста, и им стал киноактер Марат Башаров. Певице Глюк’Оzе по темпераменту ближе Антон Сихарулидзе, а Анна Большова хорошо смотрелась с Алексеем Тихоновым. Непросто было подобрать Алексею Ягудину партнершу, т. к. он невысокий, и ему подошла телеведущая Оксана Пушкина.

После завершения этого проекта хочу подготовить шоу, чтобы показать его в гастрольном турне. Знаете, самая большая сложность — собрать всех участников хотя бы на неделю вместе: порепетировать, выстроить программу. Кстати, с концертными номерами уже выступают наши дуэты и везде с аншлагами. Поэтому я думаю, что новое шоу будет иметь гастрольный успех и мы его обязательно покажем в Украине.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТ КОТОРОГОНЕВОЗМОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ

— Как вам удалось объединить двух соперников и антиподов в одном шоу: Ягудина и Плющенко?

— Пришлось проявить свои дипломатические способности, плюс экономические рычаги Константина Эрнста. Мы сделали обоим такие предложения, от которого они не смогли отказаться. Мы не сталкивали фигуристов, чтобы они вновь соревновались, а развели их. Женя попробовал себя, как ведущий шоу, а Леша доказал, что он не только прекрасный фигурист-одиночник, а может выступать в паре.

— Илья, кто стал для вас открытием в проекте «Звезды на льду», а кто из участников разочаровал?

— Все стали открытиями. У каждого свой образ на льду. Меньше всего я верил в актрису «Ленкома» Аню Большову, но я ошибся, и она сделала огромный рывок над собой и добилась успеха как фигуристка. Когда начался проект — она просто ходила вдоль бортика. Я посмотрел и честно ей сказал: «Ань, может не стоит мучиться»? Но она ответила: «Я буду кататься»! И показала себя с неожиданной стороны. Потрясающе спортивный характер проявила Ингеборга Дапкунайте. У фигуристов есть выражение «Плюс старт» — на тренировке на Ингеборгу смотреть было невозможно, но на соревновании актриса преображалась — глаз нельзя оторвать. Катенька Гусева вначале программы каталась лучше всех остальных участников шоу, но в этом проекте взяла на себя роль недооцененного и ущемленного таланта. А любимцем зрителей стал Марат Башаров. Кстати, мы все соревнования пар снимаем с одного дубля, у нас нет перекатывания, и все, что происходит на площадке, — так и есть на самом деле. Все эмоции, чувства — искренние: без монтажных уловок и именно это привлекает зрителей, которые и назовут победителей, прислав SMS-сообщения.

— Скажите, а мнения судей и зрителей у вас совпадают, т. к. у нас в Украине недавно завершился телепроект «Танцы со звездами» (на паркете) и мнения профессионалов и публики были полярными. Как у вас в передаче?

— Иногда совпадает, а порой — нет. У нас председатель жюри Татьяна Анатольевна Тарасова шесть раз выключала пару Бережная — Носик, а зрители шесть раз ее возвращали. Можно сказать, что спасение этой пары превратилось в некую игру: кто кого — слово судьи на голоса телезрителей. Кстати, мы кардинально отличаемся от телепроекта РТР «Танцы на льду» (его стали показывать в Украине по каналу «1+1». — Т.П. ). Хотя вроде и у них, и у нас на коньки стали знаменитости. Каждое наше соревнование посвящается какой-то теме (классика, народный танец, композиция на песню известного исполнителя, сатирический танец и т. д.). и судя по рейтингам — именно наши «Звезды на льду» — лидеры зрительских телелесимпатий.

— Какие награды получат победители «звездного» шоу?

— Вначале Константин Эрнст предложил подарить «Бендли», потом решил вручить ключи от «Маураки». Тоже хорошо! Но потом я сказал, что за три месяца все 12 пар стали одной командой и все выкладывались на полную силу, и всех стоит поощрить. Тогда я предложил: мы, фигуристы, всю жизнь катались за кубки и грамоты (поэтому завоевавшие в шоу 1, 2 и 3 место получат грамоты), а наградой для всех «звезд» станут путевки на двоих — поездка на Чемпионат Европы по фигурному катанию в Варшаву. Кто-то поболеет за спортсменов, а кто-то погуляет по столице Польши. Это будет подарок всем, тем более, что все участники шоу достаточно обеспеченные люди. Главное, что после программы они завоевали любовь миллионов зрителей.

О ДИНАСТИИ

— Илья, продолжит ли династию фигуристов ваш сын?

— Мартину всего 2,5 года. Он с удовольствием смотрит на наши выступления с Ириной (Лочачевой) по телевизору, но сам категорически отказывается кататься: начинаются рыдания, вопли. Не знаю, как будет дальше, но пока у него желания заниматься фигурным катанием — нет. Может, перерастет? Мы пытались поставить сына на коньки. У него есть физические задатки, но я сам не горю желанием, чтобы он занимался фигурным катанием. Если серьезно этим заниматься, то нужно отдавать себя без остатка. В моей жизни фигурного катания было с головой…

— Стать фигуристом было вашей мечтой или это было желание родителей?

— Я был чахлым ребенком, и родители думали, как укрепить мое здоровье. Это был конец 70-х, когда фигурное катание было очень популярно в бывшем СССР. Думаю, что немаловажным моментом для моей мамы было и тот что спортсмены могли выезжать за границу на соревнования. Именно мама решила — ее сын станет фигуристом. Я долго сопротивлялся, не хотел ходить на тренировки, даже стеснялся, когда меня спрашивали: чем ты занимаешься? Говорил так неразборчиво, что расслышать ничего нельзя было, а видя у меня за плечами коньки, уточняли — хоккеем? И я кивал головой, чтобы отделаться от всяких вопросов… Любовь к фигурному катанию пришла постепенно. Поэтому я, вспоминая свои ощущения, не настаиваю, чтобы сын продолжил нашу династию. Да и супруга считает, что Мартин может найти себя в другой профессии.

— Ныне ваша жена стала тренером. Когда увидим на чемпионатах ее воспитанников?

— Ирина открыла школу фигурного катания. Я, по возможности, стараюсь ей помочь. Она пошла более трудным, но правильным путем: не переманивала к себе уже готовые пары, как поступают некоторые молодые тренеры, а набрала в свою школу детей от 8 до 15 лет. Она сама их «слепит» и вырастит как настоящих фигуристов, чтобы они смогли соревноваться за медали в чемпионатах. Это вопрос нескольких лет, но я уверен, что очень скоро ее ученики заявят о себе в полный голос.

— Илья, уже несколько лет, как изменилась система оценок на чемпионатах по фигурному катанию. Раньше, увидев, что все судьи ставят 6.0 — зрители сразу понимали — это победа. Ныне сложная система подсчетов баллов. Что лучше — нововведения или прежние правила?

— Например, в проекте «Звезды на льду» мы вернули жюри старую систему оценок пар, и зрители были довольны (эта система для непрофессионалов гораздо понятнее, привычнее). Мне кажется, что традиции нужно сохранять, но с другой стороны, в фигурном катании, в системе оценок выступлений фигуристов нужно было что-то менять. Ведь сложилась почти тупиковая ситуация, возникали скандалы на скандалах, и поэтому правила соревнований решили поменять. Нынешняя система не идеальна, но таковы правила соревнования фигуристов, и коль ты выступаешь, то обязан их чтить.

СПРАВКА «Дня»

Илья АВЕРБУХ родился 18 декабря 1973 года в Москве. Чемпион России (1997, 2000- 2002). Серебряный призер чемпионатов России (1998, 1999).Чемпион мира в спортивных танцах на льду (2002, Нагано). Серебряный призер ХIХ ЗОИ в Солт-Лейк-сити (2002) — состязания танцевальных пар. Серебряный призер чемпионата мира в Вашингтоне (2003). Бронзовый призер чемпионатов мира (1999, 2001) и Европы (1999, 2001). Серебряный призер чемпионата Европы (2003). Победитель (2003) и серебряный призер (2001) финалов соревнований серии Гран-при.

Первой партнершей Ильи Авербуха была Марина Анисина. В паре с ней он стал двукратным чемпионом мира среди юниоров (в 1990 и 1992 годах). В 1992 году Илья начал кататься вместе с Ириной Лобачевой, с которой завоевал массу престижный международных наград в спортивных танцах на льду. В 1995 году Илья с Ириной поженились и переехали в США. После завершения спортивной карьеры в 2003 году, вернулись в Россию, где открыли школу фигурного катания. Ирине Лобачевой и Илье Авербуху принадлежит идея возрождения тура лучших фигуристов мира «Ледовая симфония», которую они с успехом показывают в разных странах. В 2006 г. Авербух стал продюсером, хореографом и тренером телепроекта Первого канала России «Звезды на льду».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать