Как вы оцениваете заявление Кабинета Министров Украины и Национального банка относительно текущей финансовой ситуации?
Президент Киевского банковского союза, председатель правления банка «Инко» Петр МИРОШНИКОВ:
— Написано красиво и правильно. Но природа девальвации гривни учтена несколько неполно. Нефтеторговцы в результате кризиса получили сверхприбыль и надавили на валютный рынок — поскольку им нужно было моментально проконвертировать полученную прибыль, чтобы завезти новые партии горючего и защитить свои накопления от инфляции. Но гривня не девальвировала бы так сильно, если бы председатель Нацбанка Виктор Ющенко не держал ее на протяжении трех месяцев практически без девальвации, что выглядит абсолютно противоестественно. Ведь кризисные явления на рынке нефтепродуктов были видны даже невооруженным глазом. Но В. Ющенко своевременно не отреагировал на изменяющуюся коньюнктуру рынка нефтепродуктов и упустил момент интервенции. Сейчас он ее, наверное, уже и не будет делать, поскольку время ушло. Но заявить о возможности интервенции, чему, собственно, и посвящено совместное заявление — дело другое.
Заявление предназначено в большой мере предприятиям- экспортерам, которые всячески задерживают поступление валютной выручки в Украину, поскольку не понимают ситуации и боятся 50-процентных обязательных продаж.
Я думаю, что курс доллара еще подрастет до 5 грн. / $ 1. Бензин А-95 стоит сегодня на украинском рынке примерно 50 центов за литр. Если цены на рынке нефтепродуктов зафиксируются на этом уровне, то доллар будет расти. Если цены снизятся (после того, как правительство договорится с нефтеторговцами — другого пути нет), то гривня может стабилизироваться. В принципе банки доверяют В. Ющенко, и, если он заявил, что не исключает интервенций, — это означает, что ему удастся удержать ситуацию под контролем. Но остается проблема ликвидации диспропорции между ценами на валюту и на нефтепродукты. По нынешней цене — 4,63 грн. /$1 «нефтяникам» очень выгодно покупать доллар. И поэтому — есть спрос, и есть очередь за долларом на бирже. Но 4,8—4,9 грн. /$1 уравновесит рынок. И у «нефтяников» уже не будет сверхприбыли и они войдут в нормальную для них рентабельность — до 15 центов дохода на литре. Тогда как сейчас получают до 20 центов (я говорю о бензине А-95, себестоимость которого для торговцев где-то 35 центов).
В этих условиях В. Ющенко может стабилизировать курс, однако я не уверен, что это действительно входит в его планы. Он ведь прекрасно понимает, что гривню необходимо девальвировать, и сейчас для этого имеется хороший повод — неразумные действия правительства.
К примеру, Валерий Пустовойтенко (прочел об этом в одной из газет) сообщил об эмиссии в объеме 28 %, В. Ющенко этого не подтверждает, а говорит о дефиците гривни. Но я думаю, что эмиссия есть. Это, конечно, размышления. Ведь задолженность по зарплатам и пенсиям уже приблизилась к 12 млрд. грн., тогда как все денежное обращение страны — 12,5 — 14 млрд. гривен. Что-то происходит... Ведь эмиссию можно сделать или путем выкупа обязательств правительства, чего не было в последнее время, или путем рефинансирования коммерческих банков. Эти операции, как правило, носят непубличный характер, и мы о них никогда не узнаем.
Заместитель председателя правления банка «Финансы и кредит» Вадим ЧАНКИН:
— Совместное заявление, к сожалению, больше напоминает декларацию. Это как бы флаг. Но он больше всего говорит о том, что тот, кто пытается дать в этом заявлении оценку ситуации, лишний раз расписывается в том, что он ее не в состоянии контролировать.
Сегодня проявились две тенденции в попытках ликвидации финансовых последствий бензинового кризиса. Мягкая заключается в том, что люди просто критикуют НБУ и говорят о том, что не мешало бы продавать резервы НБУ и влиять таким образом на курс. Более жесткая идет по линии административного вмешательства. Сергей Тигипко, например, утверждает, что рентабельность у нефтетрейдеров нынче под 200 %. Это административная линия: раз так, давайте мы их «пощупаем». А Нацбанк, мне кажется, занял нейтральную позицию. Объясняю это так: нет уверенности, что среди $ 1,2 млрд. валютного резерва Нацбанка достаточно чистых резервов, чтобы влиять на ситуацию на валютном рынке, который сейчас просто раскачивают. А это Нацбанку как бы и все равно. Вот он и смотрит на процесс со стороны: сидит на своих резервах и думает о том, что его ждут еще большие трудности и испытания, для которых нужно поберечь деньги. Ведь это последний козырь в игре, которая может вскоре начаться.
В итоге заявление можно рассматривать как компромисс между теми, кто обладает здравым смыслом и теми, кто требует крови нефтетрейдеров. В результате появляется какой-то рыночный колорит. Но этого мало для решения сегодняшних проблем. Наш ответ: нужны структурные реформы, нужно знать, кто и как работает на рынках Украины, в частности, таком, как рынок нефтепродуктов, какое влияние соответствующие структуры имеют на экономику, зачем и почему раскачивают рынок?
Выпуск газеты №:
№148, (1999)Section
Панорама «Дня»