Как зимовать будем?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011123/4215-2-2_0.jpg)
Одними из первых ощутили приход зимы жители Севастополя, где коммунальным службам уже пришлось вступить в борьбу с невиданным в это время года количеством снега. Высота снежного покрова в городе достигла 20 см. Для уборки сугробов на улицах Севастополя работают 14 снегоуборочных и бортовых машин. Но сил и средств для борьбы с продолжающим падать снегом у управления коммунального и водного хозяйства горадминистрации оказалось недостаточно, поэтому коммунальщики обратились за помощью к управлению по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения, предприятиям и воинским частям, расположенным на территории города, сообщает агентство Интерфакс- Украина со ссылкой на замначальника управления Геннадия Большакова.
Вчера многие работники нашей редакции опоздали на работу. Причиной этому послужила неудовлетворительная работа общественного транспорта в результате обильного выпадения снега. Хотя, как отметил начальник отдела содержания дорог коммунального объединения Киевгоргидродормоста (обеспечивающего очистку улиц столицы от снежных заносов) Геннадий Кисель, претензий в их адрес на некачественную работу от транспортников не поступало. По его словам, служба сработала оперативно даже в ту ночь, когда выпали первые незначительные осадки. Вчера и сегодня ночью, когда большинство жителей столицы еще пребывало в объятиях Морфея, на работу вышли 51 МАЗ и 77 пескоразбрасывателей, оставив на дорогах Киева за два дня 509 тонн соли и 1303 тонны песчано-соляной смеси.
Резкое ухудшение погоды, «посетившее» Украину на этой неделе, традиционно оборачивается неприятностями как для жителей (прошлой зимой, по данным медиков, гололедный травматизм различной степени тяжести «настиг» 673 украинца), так и дополнительной головной болью для различных министерств и ведомств, обязанных обеспечивать комфортную «зимовку» гражданам.
В то время, как серьезные люди с оптимизмом заявляют о практически полной готовности к зимнему периоду, для определенного процента наших сограждан зима превращается чуть ли не в стихийное бедствие. Так, не пришлось порадоваться началу отопительного сезона жителям Белгород-Днестровского, до сих пор не дождались тепла в батареях 70 многоэтажек во Львове. По словам депутата Жмеринского горисполкома Людмилы Барак, тут также не затопили ни в одном из домов города. Группам жмеринских депутатов приходится проводить разъяснительную работу среди «несознательного» и изрядно задолжавшего населения. Хуже всего, по ее словам, то, что заложниками этой ситуации оказались дети, учащиеся в школах города: учителя отказались преподавать, пока родители не погасят долги. Как считает представитель Минтоплива и энергетики, причина такого состояния дел вполне очевидна и в какой-то мере справедлива — там, где жители хотя бы частично расплатились с коммунальщиками, «все уже подключено».
Правда, к самим энергетикам у других ведомств также немало претензий по подготовке к зимнему сезону. Так, в частности, заместитель госсекретаря МинЧС Григорий Марченко отметил, что Минтопэнерго явно «не сделало выводов из печального опыта ликвидации последствий обледенения 2000 года и не разработало объемы накопления материальных резервов».
Также на данный момент министерству не удалось создать необходимые запасы топлива — дефицит угля составляет 33%, жидкого топлива во многих областях накоплено только 8% от необходимого. В жилищно-коммунальной сфере, по словам Г. Марченко, не полностью завершен ремонт систем отопления жилых домов, а также 4,8% тепловых сетей и 3,3% котельных. Очевидно, что со следующим понижением температуры можно ожидать ЧП.
Навряд ли разрешится нынешней зимой в городах Украины извечная «напряженка» с городским транспортом — запланированный объем работ выполнен далеко не полностью, сказал Г. Марченко. При том, что в целом по стране уже примерно треть подвижного состава, контактной сети и трамвайных линий не отвечают требованиям Правил эксплуатации.
В январе — марте текущего года на дорогах Украины произошло 889 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 146 человек и травмировано 1028. Однако, по словам заместителя начальника Главного управления ГАИ, связывать их исключительно с погодными условиями не совсем правильно, поскольку в зимнее время интенсивность дорожного движения намного ниже, нежели в остальные сезоны года. То есть вероятность аварий, связанных с обледенением дорог, снежными заносами, возрастает, однако это обычно служит сопутствующей, однако не всегда главной, причиной. Беспокоит же работников ГАИ перед грядущим зимним периодом то, что уже напрямую может увеличить «кривую» ДТП, а именно — неподготовленность украинских дорог. Несмотря на то, что строительный сезон уже окончен, больше трети дорог общего и коммунального пользования не соответствуют требованиям стандартов: на 27 тыс. км трасс и 18 тыс. км городских улиц деформировано асфальтное покрытие, не хватает 2 тыс. км транспортных ограждений на опасных участках, не хватает более ста тысяч дорожных знаков. Также на 5 тыс. участков не обеспечен водоотвод, вследствие чего «при понижении температуры, — сказал Е. Кравченко, — дороги превращаются в идеальный каток для проведения конькобежных соревнований».
Однако не все так уж запущено в родном отечестве. Теперь попавший в беду на плохой трассе путник сможет сообщить о случившемся по телефону, отправить факс, обогреться и даже напиться чаю на ближайшем «Посту ГАИ по оказанию помощи участникам дорожного движения». Это новшество, по словам Е. Кравченко, в скором времени заработает на всех без исключения дорогах Украины. Работники ГАИ даже начали переоборудовать бывшие стационарные посты (в свое время опустевшие из-за сокращения личного состава на 30% и перехода на дорожное патрулирование) под такие своеобразные и, без сомнения, полезные центры услуг для водителей. Функционировать посты будут фактически круглый год.
Но, несмотря на долю пессимизма в данных ГАИ, по словам заместителя главы корпорации «Укравтодор», «дорожники» практически полностью подготовлены к наступлению холодов и выпадению обильных осадков. В обязанности корпорации, между прочим, входит контроль за состоянием дорог, обеспечение обширных просторов Родины противогололедными материалами и снегоуборочной техникой. Так, несмотря на то, что технические характеристики и «современность» последней оставляют желать лучшего, на борьбу со снежными заметами выйдет весь парк роторных снегоочистителей (135 единиц) и пескоразбрасывателей (1421 единица) и почти все (775 из 769 плановых) бульдозеры. Будет и что «разбрасывать» — заготовлено около 80% от запланированного объема песка и соли. Этого количества, по словам Григория Гнатенко, достаточно, поскольку расход зависит от «суровости» каждой зимы. Правда, может случиться и так, что «потрудиться» части «зимней» техники не получится — ее просто нечем будет заправлять. Согласно Правилам ремонта и содержания дорог, для нормального функционирования транспортные предприятия должны создать к зиме неприкосновенный десятидневный запас горюче-смазочных материалов. Тогда как во многих областях Украины количество имеющегося горючего едва дотягивает до трехдневной нормы.
Интересно, кстати, что отечественную практику посыпания дорог песчано-соляной смесью можно отнести к «дедовским» методам. Вышеупомянутая смесь, как сказали «Дню» специалисты, эффективно работает лишь при температуре, не превышающей 10 градусов мороза и при большой интенсивности движения (которая у нас, как уже говорилось, в зимний период спадает). Только в этом случае она не дает слеживаться снегу, легко убирается, оставляя проезжую часть сухой. В Европе же с дорожным гололедом борются куда более продуктивными высококонцентрированными соляными растворами, которые к тому же безопасны с точки зрения экологии. Впрочем, чтобы использовать такую технологию, необходимо строить специальные базы по изготовлению растворов, а также иметь машины-распылители. На это «лишних денег» в государстве нет. Хотя транспортники лелеют надежду, что необходимые средства (минимум 1,5 млрд. грн.) рано или поздно найдутся, поскольку недавно Президент подписал указ, предписывающий коренным образом в ближайшие 2 — 3 месяца реорганизовать транспортное хозяйство. Пока же работники этой сферы выполняют свои обязательства на «голом» энтузиазме — из заложенных в бюджет 490 млн. грн. (треть от необходимого!) они недополучили за 11 месяцев текущего года 60 млн., хотя объемы заказанных работ полностью выполнены.
Как видно, все главные службы страны, сплотив ряды, серьезно подошли к вопросам борьбы с непогодой и ее последствиями. Все-таки, 80 — 90-процентная подготовка внушает оптимизм, что большинство граждан перезимует успешно. Правда, несколько жаль те населенные пункты, которым не повезло оказаться в числе вышеуказанных счастливчиков.
КСТАТИ
По прогнозам Украинского гидрометцентра, нынешней зимой следует ожидать неблагоприятные погодные условия и чрезвычайные ситуации, связанные с сильным ветром, выпадением обильных осадков в виде снега и дождя, резкими сменами температурного режима и обледенением.
Выпуск газеты №:
№215, (2001)Section
Панорама «Дня»