Какой «системой мер» будет измерять свое величие новая Россия?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000613/4104-1-1_0.jpg)
Декларация о государственном суверенитете России, принятая Верховным Советом РСФСР десять лет назад, стала одной из точек отсчета новой системы координат не только в СССР, но и во всем мире. Уже после этого состоялся «парад суверенитетов», путч 1991-го, государственная независимость Украины, которая окончательно похоронила тот Союз.
За эти десять лет Украина и Россия стали самостоятельными, но не перестали быть взаимозависимыми. Но если для западного обывателя они все еще единое целое, объединенное коррупцией и бедностью, то для среднего украинца Россия все далее становится очень близким, но не соседом. Новому поколению украинцев, которое подросло за эти десять лет, уже не нужен СССР, о котором часто вспоминают его родители.
За десять лет Россия утратила очень своеобразную империю, не перестав быть великой державой. Возможно, ее политические элиты все еще мыслят категориями несуществующего Союза и проигранной «холодной войны», и в Москве и других российских городах все еще очень часто можно услышать обиду на то, что «вы от нас отделились». Но десять лет назад именно Россия ознаменовала собой конец эпохи глобального противостояния — и тем самым дала шанс и Украине, и другим советским республикам самореализоваться. И не российская вина в том, что очень часто и украинские, и другие вожди могли научиться только ее болезням, свойственным любому обществу переходного периода, но не умению держать себя на большой международной сцене, защищать свои интересы.
Очевидно, за последующие десять лет Россия может стать еще более далекой от нас — когда подрастет еще одно поколение, когда придется показывать заграничный паспорт российским пограничникам... Это — не плохо и не хорошо. Это — реалии.
КОММЕНТАРИИ
Александр ДЕРГАЧЕВ, политолог:
— Россия первой среди бывших республик Советского Союза начала процесс суверенизации и дала первый толчок серьезным геополитическим изменениям в этом огромном регионе мира. Сегодня этот процесс не совсем завершен; проблемы очевидны как на уровне каждой отдельной из постсоветских стран, так и с точки зрения геополитических взаимоотношений. Россия осталась очень важным с точки зрения мировой политики государством, и ее роль не ограничивается только тем, что она единственная унаследовала ракетно-ядерный потенциал СССР. То место, которое Советский Союз занимал в системе отношений, не могло быть заменено суммой каких-либо иных отношений, и в значительной степени Россия продолжает, хоть и менее масштабно и с меньшим влиянием на ход событий, обозначать эти отношения. И я не думаю, что Клинтон, который на днях посетил Москву, занимался только дипломатическими реверансами, когда говорил, насколько важна Россия в системе глобальных отношений. Сегодня очевидно, что Россию нельзя изолировать, нельзя исключить из масштабных процессов. Но то, какую именно качественную роль она будет играть в системе этих отношений, до сих пор остается неясным и во многом связано с противоречивым содержанием самого государственного строительства в России и общественно- политических процессов в этой стране. И связано это не только с стремлением играть какую-то особую роль в мировых делах. Речь идет и об определенной модели внутреннего развития: государственные структуры доминируют в общественных процессах, гражданское общество сложилось фрагментарно, но не обрело зрелых форм, и многое решается именно через официальные схемы, которые не получили достаточного правового наполнения. То есть в России сейчас меньше работают Конституция и законы, а больше — государственный служащий, политический деятель, чиновник.
Это определяет то место, которое Россия может занять по отношению к Западу, и то, каким образом будут складываться отношения Украины и России. Очевидно, что мы очень похожи. Последние выборы в обеих странах очень ярко показали, что мы развиваемся параллельно и остаемся непохожими на большинство стран Европы, в том числе, на наших ближайших западных соседей и бывших наших союзников по Варшавскому договору. В то же время мы очень похожи между собой, хотя при этом декларируем разные внешнеполитические ориентации. Украина декларирует устремление интегрироваться в Европу, но тем не менее запаздывает с внутренними реформами, адекватными этой задаче. Своеобразным тормозом на этом пути по- прежнему остается Россия. Сама Россия выстраивает особые отношения с Европой и стремится сохранить свое преимущественное влияние по крайней мере на постсоветском пространстве. Очевидно, что Украине предстоит решать очень сложную задачу, и вряд ли мы сегодня, особенно с точки зрения особенностей политического развития, системы власти, которая у нас утвердилась, качества политической элиты, политических лидеров, готовы ее решать. Напротив, есть признаки того, что Украине придется во многом ориентироваться на Россию и балансировать между Западом и Россией оставаясь в крайне неопределенном геополитическом положении.
— Подводя итоги прошедшего десятилетия, надо отметить, что это был очень бурный и противоречивый период общественно-политических трансформаций в России, процесс непростой самоидентификации страны в изменяющемся мире. Россия прошла рубежную отметку, когда «коллективного» Ельцина сменил новый президент Путин. Сейчас Россия, образно говоря, сосредотачивается. Понемногу минимизируются противоречия между ветвями власти, идет укрепление исполнительной вертикали, обновляются управленческие кадры высшего звена. То есть постепенно рекрутируются политменеджеры нового призыва в верхние эшелоны управления, укрепляется государственно-пропагандистская машина, ресурсы страны постепенно мобилизуются для защиты интересов России. Мне кажется, что внесены существенные коррективы и во внешнюю политику России: она стала более прагматичной с элементами экономического практицизма.
В плане двусторонних отношений России и Украины, переход
к таким рыночным прагматичным отношениям предполагает освобождение от некоторых
прошлых страхов, стереотипов и иллюзий. Нужно выйти из замкнутого кольца
традиционных проблемных вопросов, которые из года в год нас заедают: отношения
с НАТО, газовые долги, торговые барьеры, ЧФ, передел собственности бывшего
Советского Союза и т.д. Представляется важным создать новые правила в экономических
отношениях с Россией, которые бы заменили остаточный механизм, заложенный
еще советской экономикой. В этом плане представляется весьма перспективным
создание крупных корпораций, предприятий, ассоциаций в различных сферах:
аэрокосмической, транспортных магистралей, металлургия, агропромышленный
комплекс. Еще одним элементом перспективного сотрудничества Украины и России
могло бы стать направление децентрализации торгово-экономических контактов,
включая механизм межрегионального сотрудничества. Сейчас заключено уже
более двухсот договоров между регионами Украины и России. Если бы хотя
бы половина из них заработала, это дало бы очень хорошие результаты.