Какую церковь называем «нашей»?
Все определяет геополитический векторВ свете празднования в Украине 1020-й годовщины Крещения Руси социологов заинтересовало отношение украинцев к некоторым историческим вехам Украины, связанным с утверждением христианства, а также — отношение наших граждан к созданию в Украине единой поместной Украинской православной церкви. Именно об этом часто говорит Президент Виктор Ющенко и наше ведущее духовенство. Исследования общественного мнения Киевским международным институтом социологии (КМИС) показало, что лучше всего знают историю, или во всяком случае относятся к ней объективно, в Западной Украине: 78% жителей этих земель ответили, что наследницей Киевской Руси является «только Украина» или «скорее Украина». В целом по стране так ответили 55%, при этом меньше всего так считают жители восточных областей: в праве называться наследницей Киевской Руси здесь убеждены немного больше 35%. Еще более интересные данные получили социологи в ответах на вопросы: «Какая православная церковь скорее имеет право считаться исторической правопреемницей Православной церкви, утвержденной в Киевской Руси 1020 лет назад?» и в том, что касается отношения к созданию в Украине единой поместной церкви. Почему у нас существуют настолько различные взгляды на историю и особенности национального «религиозного разреза» «Дню» рассказал президент КМИСа, профессор кафедры социологии НаУКМА Валерий ХМЕЛЬКО.
— Валерий Евгеньевич, все в школе учили историю, но почему-то аж 23% украинцев на востоке и 16% на юге Украины считают наследницей Киевской Руси современную Россию. Кроме того, в Украине есть много людей, которые не определились с ответом: тяжело дать ответ на этот вопрос — 16% украинцев, при этом в центральной, южной Украине — приблизительно по 17%, а на востоке — целых 26%. В чем причина?
— Это связано в значительной степени с тем, какие люди слышат интерпретации истории Киевской Руси и того, как развивалась история. Например, много исторических событий, которые являются особенно важными как для Украины, так и для России, в России трактуют по-своему, вразрез с тем, как это подается у нас. Особенно — русские СМИ, в частности, телевидение. Эта информация больше всего воспринимается в восточных и южных регионах, где люди преимущественно русскоязычные. Вторая причина в том, что моноэтнических украинцев, то есть людей, которые считают себя только украинцами, подавляющее большинство проживают в западном регионе (больше 90%), а в восточном — только 32%. И когда я вижу, что только 34% граждан востока Украины поддерживают мнение, что Украина является наследницей Киевской Руси, то делаю вывод, что так считают, собственно, моноэтнические украинцы. Следует заметить, что наши исследования показывают: людей, которые считают себя наполовину русскими и наполовину украинцами, — больше 40% на востоке, они относят себя к двум национальностям. Поэтому и такие результаты.
— Выходит, что если бы история Украины не преподавалась, например, в школе или в вузе, люди ее воспринимали бы по-своему?
— Учебники с новой трактовкой истории Украины появились не так давно, поэтому только молодежь была привлечена к трактовке истории Киевской Руси отличной от той, какую давали в советские времена. Но я смотрел, как относятся к этому вопросу различные возрастные группы и особых отличий не увидел — приблизительно те же результаты. Так что учебники — это еще не все, это только начало и требуется чтобы выросло поколение, которое будет знакомо не только с учебниками, а научится думать и искать необходимую объективную информацию самостоятельно. Но сложнее всего — это эмоциональный элемент в восприятии истории. Здесь все время идет борьба и она проявляется как в отношении к истории, так и к речи, НАТО, союзу с Россией и Беларусью. Чем дальше на запад страны, тем больше люди ориентированы на Запад и подальше от России, и наоборот: чем дальше на Восток — тем ближе людям идея сотрудничества с Россией.
— Удивляет то, что многим людям было тяжело определиться с ответом: 18% граждан Украины не могли сказать мы или Россия являемся правопреемницей Киевской Руси, а в восточном регионе таких — аж 26%...
— Языком психологов это — об амбивалентном отношении. Дело в том, что там нет вариантов, там Украина и Россия в одинаковой мере являются правопреемницами. Значительная часть придерживается именно такого мнения, им тяжело отдать предпочтение одной из стран.
— Отвечая на вопрос: «Какая православная церковь скорее имеет право считаться исторической правопреемницей Православной церкви, утвержденной в Киевской Руси 1020 лет назад?», Украинскую православную церковь Киевского патриархата называют немного больше 32% и 15% — русского патриархата. Но наибольшее внимание привлекает то, что на вопросы тяжело ответить было 37% граждан — почти везде одинаково по Украине. Чем можно объяснить такую неопределенность?
— На востоке страны этот показатель еще выше: тяжело ответить было 43% опрошенных. Дело в том, что это очень сложный вопрос, вопрос каноничности. И не только рядовым гражданам тяжело разобраться в нем — у нас очень мало специалистов, которые могут это растолковать. Кстати, 36% людей с высшим образованием признались, что им тяжело сказать что-то по этому поводу... Если взять региональный разрез, то увидим, что 25% жителей восточного региона считают правопреемницей Православной церкви, утвержденной в Киевской Руси более тысячелетия тому назад именно Украинскую православную церковь Московского патриархата, а 17% — Русскую православную церковь. Большинство церквей в этом регионе — принадлежат именно этому патриархату, поэтому нет ничего странного в их ответах — она им ближе. Церковь, которая демонстрирует, что будто бы проводит службу на украинском языке, как правило, совершает литургию на русском. И это еще один аргумент — языковой.
— Очевидно, гражданам Украины также тяжело составить мнение о единой поместной Украинской православной церкви: согласно вашему исследованию, более 34% людей не знают что это такое, в частности, 31% — в центре, 38% — на юге и аж 51% — на востоке. Больше всего сторонников поместной церкви — на западе (38%). Связано ли это с количеством людей, которые считают себя верующими и почему люди не знают, что такое поместная церковь?
— Для того, чтобы это знать, следует иметь какую-то информацию. А откуда она возьмется у рядового человека? Вы видели качество просветительских программ на радио, телевидении или публикации в газетах? Например, я как социолог этого не изучал и большинство людей об этом не знает. А Президент, когда говорит о необходимости создания поместной церкви в Украине, не объясняет, что это такое, сама же идея воспринимается через призму отношения к персоне Президента. В конечном счете, это не дело Президента разъяснять содержание.. Не думаю, что это связано с религиозностью людей, хотя разница количества верующих в регионах, как и раньше, большая: атеистами в восточном регионе себя считают более 44%, а в западном — 8,5%. А что касается отношения к Украинской православной церкви Киевского патриархата, то тех, кто считает себя причастными к этой конфессии, в западном регионе — 31%, в восточном — 8,5%. А сторонников Московского патриархата в западном регионе — 18%, а в восточном — 30%. Кстати, греко-католическая церковь имеет приверженцев в западном регионе больше, чем где-либо в Украине — 31%, в центральном — 1%, а в южном и восточном — практически нет (две десятых). Это очень разные структуры церквей.
— По вашему мнению, создание поместной церкви решило бы вопросы объединения людей, другие духовные проблемы украинцев?
— Как создать одну конфессию, один патриархат в той ситуации, которая сложилась у нас? Ни одной рациональной идеи по этому поводу я не слышал и не читал. В Украине есть настолько разные религиозные течения, что очень тяжело сказать, как они могут объединиться, под каким патриархатом. С течением времени количество конфессий не уменьшается, а увеличивается. Было время, когда существовала только одна христианская церковь, потом они начали делиться... И они не объединяются, а разъединяются из-за различных деталей, нюансов в верованиях, которые человеку, не находящемуся внутри этого процесса, тяжело даже овладеть. Потому необходимо специально этим интересоваться. Исторический процесс говорит о происходящей ныне дифференциации, а не интеграции религиозных конфессий. Какие могут быть стимулы, чтобы они объединились, образно говоря, под одной крышей, я таких идей не встречал — ни в литературе, ни в СМИ.
— Выходит, что люди, отвечая на вопросы об отношении к созданию в Украине единой поместной церкви на основании Киевского или Московского патриархатов, особенно не разбираясь в вопросе, отвечают...
—... отвечают в соответствии со своими симпатиями — называют тех, кто им ближе. Думаю, на эти вопросы могут ответить только теологи. Те же, кто желает чтобы в Украине была поместная церковь, должны представлять, что это такое (в принципе, это значит, что другие церкви должны либо присоединиться к одной, либо исчезнуть). Но сейчас все церкви, которые есть у нас, хотят существовать так, как существуют.
Выпуск газеты №:
№131, (2008)Section
Панорама «Дня»