Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Холодно...

Скажется ли на политических симпатиях украинцев «газовая атака»?
15 декабря, 19:58
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

«Мы готовы вытерпеть холод, лишь бы потом лучше жилось», — вспоминаются слова из прошлогоднего Майдана. Их актуальность особенно подчеркнул разгар «газового кризиса» в отношениях Украины и России. Неужели его нельзя было предвидеть? Почему он застал Киев врасплох? Почему его решают «в пожарном порядке»?

Этот снимок был сделан нашим фотокорреспондентом год назад на холодном Майдане, исполненном надежд и веры. Люди были готовы выдержать ярость зимы, чувство риска, они в один голос говорили: выстоим. И с недоверием относились к кому-либо, кто бы отважился спросить: а не разочаруетесь? Прошли революционные дни, однако революционные перемены так и не наступили.

Думаем, проблема сегодня не только в завышенных ожиданиях. Это самое легкое объяснение распространенному в обществе разочарованию. Любые перемены — и политические, и экономические — действительно связаны с болезненным восприятием: так было и в случае с польской «шоковой терапией», так было и во времена угольного реформаторства в Великобритании... И Лешек Бальцерович, и Маргарет Тетчер могли говорить о завышенных ожиданиях спустя год после начинания радикальных перемен в своих странах, поскольку на внедрение их реформ понадобились годы. Можно ли об этом говорить сейчас в Украине? Где инициативы, которые принесут свои плоды спустя пять-десять лет?

Политика России относительно Украины всегда характеризовалась прагматичностью и холодным расчетом. И тут никаких иллюзий не могло быть. Особенно на исключительное отношение со стороны Москвы не могла рассчитывать нынешняя украинская власть. Россия давала это понять и своим поведением на прошлогодних выборах. Доносили свои оценки, лишенные какой-либо симпатии к оранжевым, российские чиновники и в течение последнего года. Трудно не согласиться с теми, кто считает, что Москва использует «газовый рычаг» в политических целях. Но употребил ли Киев превентивные меры для того, чтобы нейтрализовать такое влияние?

Чтобы «измерить» температуру настроений граждан Украины на фоне последнего напряжения в отношениях с Россией, «День» обратился к своим респондентам.

Юрий УЩАПОВСКИЙ, доцент кафедры экономической теории Житомирского государственного технологического университета, кандидат экономических наук:

— Безусловно, в расчетах за энергоносители между Украиной и Россией нужно внедрять мировые цены. Однако вызывает изумление, почему предыдущее руководство государства не осуществляло шаги для внедрения таких цен раньше, делая тем самым экономику Украины уязвимой по отношению к экономике своего северного соседа. А также то, что украинское руководство не занималось проблемой №1 для нашей экономики — снижением энергоемкости промышленного производства. Ведь известно, что сейчас в Украине на 1 доллар валового национального продукта расходуется в несколько раз больше условного топлива, чем в развитых европейских странах. С такой энергозатратной экономикой конкурировать на внешних рынках можно лишь за счет низких заработных плат и искусственно удешевленных энергоносителей. Но цены, которые предлагает Россия, не мировые, не экономические, они — политические. На денежную систему расчетов за энергоносители, существующую в цивилизованном мире, переходить, безусловно, нужно. Однако этот переход должен быть поэтапным, не мгновенным, но и не слишком длительным. А таким, чтобы Украина могла принять неотложные меры относительно внедрения энергосберегающих технологий. Во-первых, в металлургической и химической отраслях, являющихся основными промышленными потребителями российского газа. Во-вторых, в коммунальной сфере, выделяя на названные целые большие реальные средства из бюджета. И это позволит существенно уменьшить внутреннее потребление газа.

Опасность для нашей страны усилится, если России удастся выиграть информационную войну. Тревожные настроения украинских граждан могут подкармливать российские средства массовой информации, и в связи с этим снова возникает проблема защиты украинского информационного пространства. Считаю, что выпячивание газовой проблемы со стороны России преследует в первую очередь не экономическую, а политическую цель — будоражить наше общество, доказать несостоятельность нынешней власти, содействуя таким образом победе на следующих парламентских выборах желаемым для России политическим силам. Но у Украины есть потенциальные и не слабые козыри. Цена транзита газа, например. Не нужно бояться поднимать проблему размера платы за базирование Черноморского флота в Севастополе, проблему использования радиолокационных станций.

Происходящее с ценой на газ — не трагедия для Украины. Это может побуждать Украину, по примеру Японии середины 70-х годов прошлого века, к более быстрому внедрению энергосберегающих технологий. В свою очередь это даст дополнительный шанс, который нужно использовать, для адаптации к требованиям Европейского Содружества и, соответственно, приближение вступления в эту структуру.

Владимир ПРИТУЛА, руководитель Крымского центра независимых политических исследователей и журналистов:

— Очевидно, что основание так называемых «газовых разногласий» между Россией и Украиной является геополитическим. Иначе как политическим давлением российского руководства на нынешнее руководство Украины это назвать нельзя. Очевидно, что позиция России продиктована не братскими чувствами к Украине и не нормами международного права, а жаждой «мести» за не тот выбор украинского народа, который бы понравился руководству России. Конечно, это может сказаться на выборах, поскольку все газовые претензии России к Украине — это сигнал тем нашим избирателям, кто прислушивается к мнению Москвы: мол, не голосуйте за новое руководство Украины, потому что России оно просто не нравится. Вместе с тем, это и обман российского народа, поскольку в российских СМИ ситуация в нашей стране и политика Украины отображаются не такими, какими они являются на самом деле, а искажаются в выгодном для Кремля свете. Это по крайней мере нецивилизованно, но не мы устанавливаем правила поведения российского руководства, поэтому Украина в этом случае должна действовать в соответствии с ситуацией, исходя из своих государственных интересов. Нужно видеть, что украинское руководство в последнее время демонстрирует взвешенную позицию по отношению к России, несмотря на то, что в прошлом году российское руководство грубо вмешивалось во внутренние дела Украины. Однако в России эту взвешенную позицию не оценили, очевидно, что там понимают только позицию силы. Поэтому я считаю, что Украине следует жестче вести себя касательно интересов России в Украине — военных, бизнесовых, политических, государственных, и не допускать неоправданных уступок. Каждая преференция со стороны Украины должна быть ответом только на адекватную преференцию со стороны России, а все отношения должны быть равноправными. Я уверен, что наши взаимные расчеты должны соответствовать мировому уровню, но они должны быть таковыми не только при покупке газа, но и во всех других сферах — военной, коммерческой, политической и т. п. С другой стороны, ситуация, когда украинское руководство страны за 14 лет независимости не смогло обеспечить достаточный уровень энергетической независимости или хотя бы дифференциации источников энергии, — позор для всех предыдущих президентов и правительств. Но и сейчас еще не все потеряно. Азовско-Черноморские месторождения нефти и газа достаточно большие, по данным геологической разведки, они сравнимы с каспийскими, поэтому при достаточном уровне организации труда, достаточной помощи «Черноморнефтегазу», который уже неоднократно заявлял, что сможет при определенных условиях самостоятельно обеспечить страну топливом, украинское правительство, думаю, сможет с честью выйти из этой сложной ситуации.

Валерий ДАНИЛЕВСКИЙ, политолог, г. Донецк:

— Я считаю, что ситуация, которая у нас сложилась с газовыми поставками из России, является ничем иным, как настоящей экономической войной, объявленной Украине. И украинский народ это понимает. Достаточно поговорить с любым гражданином Украины — причем, даже пророссийски настроенным гражданином — чтобы понять, что люди возмущены поведением России, действиями ее руководства, газовых компаний. Многие просто разочарованы, и особенно это разочарование проявляется в наших, восточных областях. Для Западной Украины такое положение дел не явилось особой новостью, оно было прогнозируемо, а вот Восток получил неожиданный удар, осознав, что на самом деле Россия к нам относится недопустимо. И, как ни странно, такое положение вещей действительно повлияет на перемены в настроениях граждан в преддверии выборов. Но произойдет это не в том направлении, в котором хочет Россия, а в том, которое действительно нужно Украине: Россия, по сути, поможет нам победить на выборах, ведь ее действия автоматически дискредитируют действия пророссийских оппозиционных сил. Граждане прозреют и увидят, кто настоящий друг нашей страны. И в результате действия России фактически ускорят темпы нашего движения в ЕС, евроатлантические структуры, которые поддержат Украину. Ведь ни юридического, ни экономического основания для таких поступков у России нет, и я думаю, что мировое сообщество просто не позволит ей так действовать. Шантаж в скором времени закончится.

Петр ГОЛОВАТЫЙ, политолог, г. Харьков:

— Это продолжение старой торговой войны только в худшем политическом варианте. Все, что происходит, называется газовым шантажом, который надо было ожидать в энергетической сфере. Меньше всего в этих отношениях экономики, а больше политики. Для России сейчас важно загнать Украину в орбиту своих влияний, начать управлять газотранспортной системой, что в конечном итоге лишит Украину самостоятельности и экономической, и политической.

Нынешнее поведение России напоминает ее поведение на прошлых выборах. Многие, кто были настроены лояльно к России, после явного вмешательства, начали более настороженно относиться к ее политике. Не будем учитывать крайне пророссийски настроенных — их ничем уже не переубедишь. К России, особенно на Восточной Украине, относятся с симпатией, но своими действиями она сама от себя отталкивает. В обществе уже, можно сказать, смирились с подорожанием цен и восприняли их. Хорошо это или плохо, но пришли к выводу, что это неизбежно. К тому же повышение цен все равно должно было произойти, потому что это подтолкнет нас к европейским стандартам. Дело в том, что мы зависим от России в энергоснабжении практически полностью. Есть такое понятие, как энергетическая безопасность, при которой снабжение с одного источника не должно превышать 25—30%, а у нас это практически 100%. Особенно по газу. За 15 лет в Украине не сделано ничего, чтобы изменить эту ситуацию, когда мы больше, чем в других странах, потребляем газа на выпускаемую продукцию намного больше, чем все страны Европы. Ничего не вкладывалось в энергосберегающие технологии. Мы разбаловались, а так как нас поставили перед такой проблемой, то может, хоть сейчас начнут что-то делать. Да, это плохо, что придется больше платить, но в конечном итоге это благотворно отразится на гражданах. Это неизбежно. Вопрос в другом — насколько быстро это произойдет.

Что касается политических симпатий в обществе, то они полностью сейчас зависят от того, как правительство справится с энергетическим кризисом. В каком-то плане доверие к власти пошатнулось, а в каком-то даже укрепилось. Все зависит от того, каких принципов кто придерживается. Дело в том, что даже Партия регионов не заинтересована в повышении цен на газ, потому что их основные фонды зависят от энергопотребляющей металлургии. Хотя, возможно, кто-то будет на этой проблеме спекулировать. Сейчас имидж украинской власти зависит полностью от того, насколько достойно она сможет выстоять в этом газовом конфликте, в противном случае доверие к ней подорвется окончательно.

Владимир ФИСАНОВ, доктор исторических наук, заведующий кафедрой международной информации исторического факультета Черновицкого национального университета:

— Думаю, удастся урегулировать проблему, и в определенной мере ее будет решено. Россия ослабит свое наступление, уменьшит давление и, в конечном счете, снизит цену, но вопрос все же останется открытым. Настораживает другое. Почти за 15 лет независимости государства нам уже надо научиться предусматривать возникновение подобных проблем, быть более дальновидными и иметь стратегию предупреждения различных явлений. Необходимы разносторонние аналитические подходы для недопущения кризисов и поиска альтернативных решений, без них мы не можем влиять на ситуацию. Относительно реакции общества, то в нашем регионе граждане не прибывают в особом отчаянии. Если дела на газовом рынке приведут к трудностям в повседневной жизни, мы их выдержим, и не такое переживали. Но это скажется на отношении людей к центральной власти, которая не учитывает стратегические интересы нашего общества, пассивно осуществляет внешнюю экономическую политику.

С позиции России — это возможность давления на Украину, особенно накануне выборов. Все эти события скажутся на предвыборной гонке. Очевидно, они преследуют цель поднять настроения протеста на востоке, подаются как следствия проигрыша Януковича на президентских выборах и направлений деятельности нынешней власти. Но изменится ли ситуация к лучшему после выборов — вопрос проблематичный. Не думаю, что удастся что-то кардинально изменить, ведь если сейчас будут приняты какие-то решения, они вряд ли будут иметь обратное действие, независимо от того, кто победит на выборах. Вообще, решение экономических проблем зависит от качества, гибкости и адекватности действий политического руководства страны.

Светлана КАПНИНОВА, председатель жилищного кооператива «Украина», г. Луганск:

— Требование нашего северного соседа повысить газовые цены, для Украины довольно болезненная мера. Мы видели, как новая власть с самого начала пыталась как можно дольше затянуть решение этого вопроса. Инициировав тему перехода отношений между «Газпромом» и «Нефтегазом» в плоскость денежных отношений, руководство уверяло, что такими методами мы сможем добиться от России значительных преференций. Однако всё получилось с точностью до наоборот — мы, как государство, не только не отстояли свои принципы, но и загнали донельзя непростую ситуацию в глухой угол. Только недалекий в экономическом плане человек не может понять, что вслед за повышением мировых цен на нефть неминуемо последует рост стоимости природного газа. «Братский» дешевый газ когда-нибудь должен закончиться, и этот момент наступил сейчас. Та информационная война, которую объявили российские газовые начальники, воспринимается населением как желание навредить имиджу украинской власти перед предстоящими парламентскими выборами. Но мы ведь сами виновны: сколько говорили о необходимости кардинального снижения энергоёмкости отечественной экономики, но в действительности к решению этой проблемы даже не удосужились приступить. Хотя и оппозиции «газовое» противостояние не добавляет политического веса из-за того, что всем нам в самом ближайшем будущем придется затянуть пояса. В силу своей должности, мне ежедневно приходится решать вопросы жителей дома, поэтому могу донести до читателей их коллективную позицию. Первым долгом, все понимают, что вскоре нас ожидает повальный рост цен на товары и услуги, что не добавляет веса власти как таковой. Также перед людьми встает проблема энергосбережения — многие подумывают о том, чтобы перейти на автономное отопление своих квартир, что позволит экономнее расходовать финансовые ресурсы. Преимущественное же большинство тех, с кем мне пришлось обсудить газовые разногласия, сходятся во мнении, что Россия объявила Украине экономическую войну, а наши государственные мужи не сумели вовремя подготовить весомые аргументы по этому болезненному вопросу.

Игорь БАЛИНСКИЙ, политолог, г. Львов:

— По моему мнению, российская власть, российский политикум на сегодня понял, что форма влияния на украинские выборы, на украинскую политику через технологии, через политическую поддержку тех или иных политических сил является неэффективной. Экономические отношения — намного более удобная форма отстаивания интересов России в Украине. Однако в этой ситуации удивляет и позиция Украины, и позиция России. Я считаю, что Россия перегнула палку в стремительном повышении цены на газ. Это уже больше похоже не на экономические отношения, а на экономически-политический шантаж. Однако вопрос в том, почему Украина допустила, что в самый сложный момент, накануне зимы, накануне парламентских выборов, происходят такие вещи. Была ли позиция украинской стороны в контексте этих переговоров адекватной? Мне кажется, что мы сами позволили россиянам так вести себя в этой ситуации.

Как газовая конфронтация повлияет на избирательную кампанию? Я считаю, что газовая тематика не может быть консолидирующим фактором на украинских выборах. Понятие энергетической безопасности государства не достигает уровня понимания, как говорится, рядового избирателя. Люди все-таки привыкли к тому, что эти стратегические вопросы должно решать государство.

Я думаю, Виктор Янукович и дальше будет использовать «российскую» тему. Скорее всего, это будет просто мессидж для России, что он готов, как влиятельный и наиболее рейтинговый политик в Украине, отстаивать те спекулятивные позиции, которые точно так же важны для Кремля, другой вопрос, насколько эффективно...

Владимир ФЕСЕНКО, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Если кто-то рассчитывает на политический эффект от газовой «войны», то он глубоко ошибается. Политические предпочтения украинских избирателей в большей степени уже определены, и они не могут быть резко изменены таким фактором, как повышение цен на газ. Действительно, возможен определенный рост антироссийских настроений, но только у той части избирателей, которая и раньше критично относилась к России, видя в ней угрозу для независимости Украины. Если Президент и поддерживающие его политические силы займут жесткую и последовательную позицию отстаивания национальных интересов, если они заявят, что сейчас общество сталкивается с неприкрытым шантажом, и мы должны быть готовым к этому испытанию, то могут сплотить вокруг себя определенную часть общества, но не всех. К сожалению, таковы политические реалии.

Нынешние события будут иметь довольно серьезные стратегические последствия для украинской элиты, которая питала какие-то иллюзии относительно России. Играть роль сателлита России еще какое-то время можно, но эта игра будет проигрышная.

Если оценивать динамику конфликта, то, конечно, напряжение между двумя нашими странами растет. Но наши народы слишком много связывает, чтобы развязывать холодную войну, от которой никто не выиграет. Что касается проигрыша России, стратегического проигрыша, то он будет заключаться в том, что нынешняя жесткая позиция Россия в газовом вопросе просто отдалит Украину от России. В конечном счете, это подтолкнет нас к Западу, то есть эффект будет прямо противоположным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать