Перейти к основному содержанию

Киев выходит из «окопов»

Украинский МИД начинает ревизию отношений с Россией
24 октября, 00:00

Поэтому Зленко имел все основания заявить перед началом переговоров с российским коллегой Игорем Ивановым, что он не удовлетворен тем, как развиваются украинско-российские отношения. По его мнению, российский вектор украинской политики не получал надлежащей поддержки на уровне министерств и ведомств, после подписания базового договора в отношениях возникла «слишком длинная пауза», и этим воспользовались те силы, которые не заинтересованы в развитии крепких связей между Украиной и Россией. Следовательно, Зленко приехал в Москву «развивать отношения с Россией на таком уровне, на котором они и должны быть».

По этим словам можно и предположить, что чего-то министры и президенты не сообщали широкой общественности. Например, то, что во времена министра Тарасюка, которого в Москве воспринимали не очень дружелюбно, МИД Украины отношений с Россией почти не имел — во всяком случае, на том уровне, на котором это было бы необходимо, с использованием необходимого интеллектуального и другого потенциала. В Киеве так и не был создан новый центр (то ли в МИДе, что было бы логично, то ли в администрации президента). Велись только околовластные кулуарные споры за право «экслюзива» с Россией. На состоянии отношений, как свидетельствует практика, это сказалось наихудшим образом.

По первым результатам московского визита Зленко уже можно допустить, что вопрос о том, кто же будет следующим куратором украинско-российских отношений, уже не настолько актуален. В конечном счете, президенты поручили контроль за выполнением сочинских договоренностей именно министрам иностранных дел.

Вопрос о том, как Зленко воспринимают в Москве, не новый. Наверное, никто никогда не имел сомнений в том, что он будет отстаивать интересы своей страны, а не чьи-то еще, причем будет отстаивать, хотя и дипломатично, но жестко. Можно вспомнить, что именно Зленко возглавлял трудный процесс, который в январе 1994-го завершился подписанием трехстороннего украинско-американско-российского соглашения о ядерном разоружении Украины с получением ею компенсаций за то оружие, которое будет вывозиться. Но несмотря на все злые комментарии российской прессы, она тогда признала первый успех украинской дипломатии. И если именно Зленко сейчас возьмется, по выражению Иванова, за «ревизию» двусторонних отношений, которая просто жизненно необходима, то навряд ли от него можно ожидать компромиссов, которые бы выходили за грань необходимого, но и какой-то враждебности к России — тоже.

С другой стороны, в кулуарах украинского МИДа считают, что с назначением Зленко украинская внешняя политика должна измениться к лучшему, в том числе и на российском направлении — но только в том случае, если внешней политикой будет заниматься именно он.

Внешняя политика предусматривает и решение «кадрового вопроса». Оно непростое. Хотя бы ввиду того, что сегодня в посольствах Украины в Москве и России в Киеве навряд ли есть настолько яркие и известные фигуры, «зубры» дипломатии, каким был российский посол Юрий Дубинин. Или представители «старой гвардии» с огромным опытом сотрудничества с бывшими партаппаратчиками, каким был украинский посол Владимир Федоров, открывавший в любое время любые двери в Москве. Однако и старые добрые времена «безгалстучных» встреч между президентами Кучмой и Ельциным закончились с изменением власти в Кремле.

Наступило время крепкой, прагматичной, иногда — очень жесткой «галстучной» дипломатии, показательным примером чего стала сочинская встреча президентов Кучмы и Путина 16 октября. Без этого, очевидно, завалы на «российском фронте» расчистить не удастся. Сегодня представляется, что Зленко, с его огромным опытом, относительной незаангажированностью во внутриполитической жизни Украины, немалыми связями в России мог бы стать неплохим исполнителем непростой задачи — приведения украинско-российских отношений к элементарной норме, без которой соседи при всей разнице своих интересов обходиться не могут.

Интерес к нормализации жизни демонстрирует и Россия — Интерфакс, в частности, сообщает, что президент России Путин на этой неделе намеревается провести специальное заседание Совета безопасности России для разработки механизма выполнения решений по активизации двусторонних отношений. Однако одновременно Путин дал указание активизировать переговоры по строительству газопровода в обход Украины. Кроме того, по словам российского вице-премьера Виктора Христенко, украинские и российские эксперты должны согласовать подходы к межправительственному соглашению об условиях транзита туркменского газа в Украину. Показательно, что В.Христенко отметил: цены на транзит для Украины будут такие же, как и для России на украинской территории. Кажется, все справедливо — правила должны быть одинаковыми для всех. Если не учесть «маленькую деталь» — объемы российского транзита на порядок больше.

Очевидно, пространство для дипломатической работы — огромное. Тем более, что Москва, исходя из вышеупомянутых обстоятельств, отдавать наступательную инициативу в двусторонних отношениях не собирается.

И выходя из этого, можно просто констатировать: самих только дипломатических усилий, за всего уважения к министру Зленко, будет недостаточно. Украине наконец следует покончить с практикой, когда внешних политик есть несколько — президентская, парламентская, правительственная, чья-то еще. Время требует консолидированной, согласованной, четкой политики, основанной исключительно на общенациональных интересах. Россия здесь, кстати, может быть только примером. А русское направление может стать первым, на котором можно было бы испытать действительно «проукраинскую» политику.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать