Перейти к основному содержанию

Клетка для Украины

Наша тюремная система воспроизводит преступность в увеличенном количестве
31 марта, 00:00

По данным уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, в этом году в украинских тюрьмах уже умер 461 человек, а в прошлом — около 2000. Из выделенных бюджетом-99 средств на содержание одного заключенного приходится только 8 копеек.

Можно подумать, что государство придумало новый и достаточно эффективный способ борьбы с преступностью и, в частности, переполненными учреждениями по исполнению наказаний. Только в УИН Украины находится около 130 тысяч граждан, приговоренных к смерти от голода и болезней, которые хотя и признаны преступниками, но имеют право на человеческое отношение к себя.

«В условиях огромного социального и психологического напряжения в тюрьмах происходят многие недопустимые вещи, которые рассматриваются Советом Европы как пытки, — сказал корреспонденту «Дня» директор Украинско-американского бюро прав человека Семен Глузман. — Проблема в том, что система наказаний в Украине соответствует той стране, которой уже не существует — Советскому Союзу. При всех демократических новациях, которые произошли за последнее время, ситуация стала страшнее, в связи с экономическими трудностями. По моим сведениям, где-то год назад была зафиксирована смерть около трех тысяч человек от туберкулеза и дистрофии. Не обращать внимания на это нельзя. Освобожденные выходят на волю ожесточенные и больные, без социальных гарантий и совершают повторные, часто более жестокие, преступления. Выходит, что наша тюремная система воспроизводит преступность в увеличенном количестве.

Выход, конечно, есть, к примеру, в альтернативном наказании. Это сохраняет деньги налогоплательщика и оберегает правонарушителя от превращения в закоренелого преступника. Наш законодатель заполитизирован до такой степени, что не обращает внимания на проблемы собственных граждан. Надо ставить вопрос и о том, что происходит с изолированным человеком, теряющим социальные контакты. Я смотрел тюрьмы в других странах. Меня поразило то, что с заключенным либо поступившим в психиатрическую больницу сразу начинают работу социальные работники, поддерживающие его социальные связи. При том, что вопросом его воспитания занимаются другие люди.

Наше же государство 50% осужденных превращает в закоренелых преступников. А генерал, который возглавляет Департамент исполнения наказаний (подчиненный уже Кабмину. — Авт.), не пускает в тюрьмы журналистов, вместо того, чтобы открыть тюрьмы и кричать, требовать от законодателя изменений. Ведь не тюремщики виноваты в том, что происходит, они — солдаты.

Именно законодатель ставит тюремную администрацию в условия, когда в Лукьяновской тюрьме половина камеры спит, а половина ждет своей очереди, как в сталинские времена. Мне кажется, что значительная часть жестокости в тюрьмах связана именно с этим. Ведь персонал тоже находится в условиях пытки, правда, другого рода. Начинать надо на государственном уровне».

Членами Европейского комитета по предотвращению пыток уже подготовлен и отправлен в Украину доклад — анализ условий содержания людей в местах лишения свободы: тюрьмах, ИТУ, психиатрических больницах, военных казармах, — и рекомендации относительно устранения этих недостатков. И хотя Украина пока что не придает особого значения ответственности, которую она будет нести за перенаселенные следственные изоляторы, неуставные отношения в армии, которые давно стали практикой, или голодомор в отечественных тюрьмах; угроза демонстрации истинного лица государства может стать серьезным стимулом к действиям. Конечно, это какой-то выход, если страна не заинтересована по собственной инициативе изменить свое отношение к соблюдению прав человека. О компетенции Комитета, который будет отмечать в ноябре этого года десятилетие деятельности, рассказывает Владимир ЕВИНТОВ, директор Украинского центра прав человека, член Европейского комитета по предотвращению пыток.

— Из ваших слов следует, что Европейский комитет по предотвращению пыток является вторым по своему влиянию после Европейского суда по правам человека. Что входит в его компетенцию конкретно, скажем, относительно страны-участника, которой является и Украина?

— Наше государство ратифицировало Европейскую конвенцию по предотвращению пыток, а также бесчеловечных и унижающих достоинсто видов обращения и наказания в 1997 году. Уже в следующем году с 5 по 24 февраля состоялась первая инспекция Комитета в Украине. Комитет — один из контролирующих органов СЕ по соблюдению страной-членом своих обязательств. Он «вырос» из статьи 3 Европейской Конвенции прав человека, которая говорит «никого нельзя подвергать пыткам, нечеловеческим или таким, которые унижают достоинство, видам обращения и наказания». Такая норма содержится и в Конституции Украины. Это абсолютное право человека, которое безоговорочно и не имеет исключений, и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах. Если такое право нарушено, то физическое лицо может обратиться в Европейский суд по правам человека. В СЕ решили, что нужно контролировать государство и оперативно и превентивно заставлять его устранять нарушения на государственном уровне.

Комитет имеет право на инспекции после того, как страна предоставит перечень всех учреждений, в которых люди могут быть лишены свободы в любой форме: пенитенциарных заведениях, ИТУ, психиатрических учреждений, детских приемников-распределителей, казарм и т.п.

— Что может стать основанием для инспекции Комитета?

— Существует три вида инспекций. Прежде всего, плановая, которая состоялась в феврале прошлого года в нашем государстве. Затем, визиты «ad hoс», при условии получения информации о неладах в государстве для наблюдения за тем, как государство выполняет свои обязательства. Ведь главный принцип говорит: каким бы страшным не был преступник, к нему должно быть такое же отношение, как и к другим. На месте инспекции Комитет может давать срочную рекомендацию относительно восстановления нарушенного права.

— Идет ли речь в докладе Комитета о конкретных случаях нарушения прав граждан и предусматривает ли он персональную ответственность нарушителей?

— О конкретных случаях речь идет, но в завуалированной форме, ибо действует принцип конфиденциальности. Комитет не разглашает дискредитирующие факты, но предоставляет государству возможность исправиться. Информация разглашается только по согласию пострадавших. В любом случае процесс переговоров с государством ведется не по содержанию доклада, а с целью предания огласке. Торговли здесь быть не может.

— Что является показателем достаточного уровня выполнения рекомендаций Комитета со стороны государства?

— Это ответ на все вопросы, которые поставлены в рекомендации Комитета. Искренность отношения государства к проблемам покажут проверки со стороны Комитета, что является спонтанными.

— В конвенции сказано, что Комитет работает с органами, ответственными за деятельность учреждений, где человек может быть лишен свободы. Кто будет нести ответственность за обнаруженные нарушения?

— Это дело не одного ведомства, а государства в целом. Несклонные к сотрудничеству государства есть как на Востоке, так и на Западе. Комитет имеет дело с государством в лице МИДа, куда направляется доклад. В случае отказа государства исправить ситуацию Комитет может сделать публичное заявление и предать огласке факты, которые он считает необходимыми. Это является мощной морально-политической санкцией против государства. Безусловно, это может потянуть за собой и политические санкции со стороны СЕ.

— Может ли обращение обычного гражданина стать причиной для плановой инспекции или «ad hoc» Комитета (визиты по чьему-либо сообщению или громкой информации, которые стали известны Комитету)?

— Безусловно. Обращения людей принимаются. Они помогают во время проверок, хотя активнее всего Комитет сотрудничает с неправительственными организациями в Украине. Я не могу назвать их. Я не думаю, что государство пойдет на то, чтобы репрессировать тех или иных людей. Но чтобы исключить это, существует принцип конфиденциальности.

— Сразу после ратификации конвенции возник вопрос, каким образом она будет действовать в Украине, где на законодательном уровне не определен термин «пытки», который бы очертил понятие «нечеловеческого или такого, которое унижает достоинство обращения и наказания». Важно ли, чтобы национальное законодательство определило этот термин?

— Даже Конвенция не содержит такого определения. В делах Европейского суда определено: «пытки — умышленно нечеловеческое обращение, которое вызывает очень серьезные и жестокие страдания», «нечеловеческое обращение — причинение интенсивного физического или душевного страдания», «поведение, которое унижает — поведение, которое имеет целью вызывать у жертвы чувство страха, сомнения, или неполноценности, что приводит к унижению или оскорблению, а также имеет целью сломить физическое или моральное сопротивление». Пытки и нечеловеческое обращение — действия одного порядка, но различной интенсивности.

— Недавно страна обсуждала футбольный матч, или скорее действия милиции во время его проведения. Это наблюдала вся Европа. Я лично стала свидетелем того, как правоохранитель «за шкуру» тащил правонарушителя, размахивая резиновой палкой. Преследуются ли такие действия со стороны Комитета? И что в таком случае делать обычному гражданину?

— Безусловно, такое поведение недопустимо. Во-первых, пострадавший должен обжаловать действия милиционеров в суде, ссылаясь на европейские конвенции вплоть до Европейского суда по правам человека. Во-вторых, он также может сообщить об этом в Комитет по предотвращению пыток и это будет учтено.

— В конвенции сказано, что Комитет должен прислушиваться к требованиям национального законодательства. Однако постановлением Кабмина, например, была засекречена вся информация относительно лиц, приговоренных к смертной казни. Нашей газете даже было отказано в информации относительно деятельности Комиссии о помиловании при Президенте Украины. Как в таком случае быть Комитету?

— Речь идет о законодательстве, которое охраняет права человека. Когда же оно нарушает права человека, то Комитет решит это вопрос не в пользу ограничительных законов. Кроме того, я считаю, что это постановление Кабмина противоречит даже внутреннему законодательству. Законы о государственной тайне, об информации говорят, что не могут быть закрытыми сведения о правах человека. К тому же Украина не выполнила обязательство отменить смертную казнь, поэтому граждане сейчас находятся в так называемом «коридоре смерти», т.е. неопределенности их судьбы в ожидании исполнения приговора. Это противоречит европейским постулатам.

СПРАВКА «ДНЯ»

За первое полугодие минувшего года в учреждения исполнения наказаний поступило 76 285 человек, из них — 5 046 женщин; повторно осужденных — 43 005, женщин — 3 711; за преступления против государства — 4; за убийство — 18 466, женщин — 1 323; изнасилование — 3 172, женщин — 20; умерло — 1 047 человек, из них 12 женщин. Отбывали наказание до 1 года: 5 709 (женщин — 633); 1-2 года: 16 817 (1 674); 2-3 года: 30 981 (2 593); 3-5 лет: 57 375 (3 759); 5-8 лет: 40 269 (2 190); 8-10 лет: 15 586 (655); 10-15 лет: 13 838 (510); более 15 лет: 106 (2). Из них впервые: 99 754 человек, из них — 8 903 женщины. В результате амнистии в минувшем году освобождено — 35 610 человек.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать