«Клуб четырех»?
Балто-Черноморский альянс заявил о себе![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050818/4150-3-1.jpg)
Вчера на праздновании 80-летия «Артека» встретились президенты Украины, Литвы, Польши и Грузии. Руководители четырех государств обсуждали вопросы двусторонних отношений, ход реформ, а также региональные проблемы и инициативы. Как известно, на прошлой неделе еще одним подкреплением идеи Балто-Черноморского сообщества демократий стала Боржомская декларация Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили. На днях ее активно поддержал президент Литвы Валдас Адамкус.
Скептики отмечают, что в этом диалоге значительную роль играет личностный фактор, отношения президентов четырех государств. Между тем Александр Квасьневский, вместе с Валдасом Адамкусом бывший активным посредником на киевских переговорах во время оранжевой революции, вскоре оставит свой пост. Несмотря на незыблемость польского внешнеполитического курса, у следующего президента уже не будет такого «отеческого» отношения к Украине. Кстати, и сам Квасьневский воздержался от участия в весеннем саммите ГУАМ в Кишиневе, поскольку Польша и без того участвует во множестве инициатив.
С другой стороны, активное сотрудничество со странами Балто-Черноморского региона необходимо Украине не только для реализации амбиций регионального лидера, но и для координации усилий по вступлению в ЕС и НАТО. Польша и Литва, как известно, уже являющиеся членами этих организаций, поддерживают евроатлантическую интеграцию Украины. И на фоне постреферендумного кризиса Западной Европы, говорящей о желании как минимум подольше повременить с расширением, поддержка Варшавы и Вильнюса необходима нам как никогда — и в самом ЕС, и для того, чтобы позиции сторонников европейского курса не слишком пошатнулись в самой Украине.
Перспективы Балто-Черноморской инициативы «Дню» прокомментировал директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Раймундас ЛОПАТА:
— О подобном проекте много говорилось с начала 90-х годов. Но из-за объективных причин, из-за недостатка воли, неопределенности, по какому интеграционному пути идти, какой геополитической ориентации следовать, идея не осуществилась и вряд ли могла бы осуществиться. В то время ее реализация означала создание буферной зоны между Востоком и Западом. В новом облике она появилась, конечно, в контексте нового измерения в отношениях Запада и Востока: я имею в виду расширение Евросоюза и НАТО и все-таки сопротивление России этим процессам. Влияние с обеих сторон было сильно, но одни страны легче поддались влиянию Запада, другие — Востока, а третьи балансировали между двумя центрами притяжения. В последнее время, особенно после революций в Грузии и в Украине, сложилась совершенно новая ситуация, которая говорит о демократизационных импульсах, исходящих из тех стран, которые сознательно или по объективным причинам остались за бортом двух интеграционных процессов.
Конечно, трудно четко сказать о личных влияниях в этом процессе. Безусловно, они играют роль, но все-таки общие тенденции с начала 90 х годов говорят в пользу объективности процесса. Вопрос в том, какой будет политическая реакция на него и как проявленная воля будет наполнена реальным содержанием.
Балто-Черноморские инициативы возникали не только по команде сверху. Чувствовалось, что есть внутреннее стремление, это доказали многосторонние форумы интеллектуалов, которые проходили и у нас в Вильнюсе, и форумы на двусторонней основе, например, диалог белорусской и грузинской оппозиции. Так что процесс идет. Другой вопрос, насколько интенсивно он будет продолжаться дальше. Все-таки мы имеем дело с геополитическими реалиями, контекст отношений Запада и Востока также будет играть немаловажную роль. Трудно ответить, что будет дальше. Но то, что такая инициатива существует и имеет поддержку не только на уровне руководителей стран, говорит о многом.
Что касается опасений по поводу выборов в Польше, то я не думаю, что они могут кардинально повлиять на позицию Варшавы. В Польше существует консенсус по поводу внешней политики и особенно ее восточного измерения. Для разных политических сил концепция фактически одна и та же: надо быть активными, более того, стать флагманом восточной политики и Евросоюза, и НАТО. Даже последние события с Беларусью — подтверждение тому, что Польша в этом отношении останется активной. А это одна из важнейших предпосылок к тому, что активной будет и Литва.
Выпуск газеты №:
№150, (2005)Section
Панорама «Дня»