Перейти к основному содержанию

...Когда учитель приравнивался к генералу

Первый в мире Педагогический музей находится в Киеве
28 февраля, 00:00

Изначально на строительство музея деньги начала собирать педагогическая общественность Киева, которую поддержал известный тогда меценат Семен Могилевцев, выделив 50 тысяч рублей на строительство здания для музея. Это были очень большие деньги по тому времени (буханка хлеба в Киеве тогда стоила 2 копейки, корова — 5 — 8 рублей). Строительство было начато в 1910 году, а в 1912 закончено. На освящение музея приезжал даже премьер-министр России Столыпин. Здание было открыто как Педагогический музей цесаревича Алексея, сына последнего Российского императора, расстрелянного позже, как и вся царская семья. Был изготовлен небольшой серебряный макет Педагогического музея, на котором была дарственная надпись «Цесаревичу Алексею», сейчас он хранится в Историческом музее Киева. Даже сегодня музеев подобно типа в мире насчитывается совсем немного. Это Музей детства во Франции, музеи дидактической (развивающей) игрушки — в России и в Англии, а подобные киевскому педагогические музеи были созданы уже в советское время — в Вильнюсе, в Тбилиси, а также в Софии (Болгария).

Педагогический музей в Киеве возводился по проекту тогда еще молодого, но уже хорошо известного архитектора Павла Алешина. Здание построено в стиле неоклассицизма. На фронтоне — ряд композиций с символическим изображением различных наук. На здании надпись — «На благое просвещение русского народа.» Первые школы и первое высшее учебное заведение на Руси возникли именно в Киеве, это и обусловило место для создания музея. Задуманный ранее Музей педагогики в Петербурге так и не превратился в настоящий музей — он стал местом проведения выставок по новинкам в образовании. Музей же педагогики в Киеве был создан с целью пропаганды современного педагогического опыта и исторического наследия в этой области. В музее был представлен образцовый физический кабинет, в котором было собрано все лучшее, что только можно было поместить в таком кабинете по тому времени, а также давалась справка о том, где все это можно приобрести. Сюда приезжали учителя за необходимой им информацией из различных регионов. В музее работали выставки по дошкольному воспитанию и по начальной школе, а библиотечный фонд удовлетворял потребности как профессора, так и студента. Кстати, треть литературы была на иностранных языках. Однако вся она была доступна для понимания даже гимназистам, так как в реальной гимназии изучалось два иностранных языка, а в классической — четыре.

Первым директором музея был профессор педагогики Киевского университета Музыченко. Его труд как директора музея оценивался тысячей рублей в год, которые обеспечивались из бюджета Министерства образования, — также, как и преподавателей гимназий, губернских и уездных училищ. Сельские же учителя получали зарплату за счет земств (местных органов власти), и их зачастую очень тяжелое материальное положение и близко нельзя было сравнивать с зарплатами городских учителей. В городах директор школы в табелях о рангах приравнивался к генералу, а преподаватель — к полковнику. Учитель получал до 800 рублей в год. Плюс учитель бесплатно питался в гимназической столовой, за квартиру и за отопление в ней ему платило министерство. Директор же Педагогического музея приравнивался к директору гимназии, который по современным меркам имел зарплату в 3 — 4 тысячи долларов в год.

В 1917 году в помещении Музея педагогики размещалась Центральная Рада, однако содержание музея она не трогала, и сам музей все это время продолжал работать. Работали и школы, даже открывались новые. Вводилось изучение таких предметов, как история Украины и украинский язык. Можно сказать, что Центральная Рада насытила Педагогический музей национальным содержанием. Здесь проходили торжества по случаю реформирования Университета святого Владимира в Национальный университет, по поводу открытия первой украинской гимназии в Киеве, здесь была основана Педагогическая академия — предтеча той академии, которая была создана 10 лет назад, когда Украина обрела независимость.

В этом здании были проведены первые два съезда учителей Украины (весна и осень 1917 года). Главными вопросами обсуждения на съезде были вопросы украинизации образования, создания новых учебников по истории и географии Украины, украинскому языку; вопросы разработки новых программ. Центральная Рада приняла закон, согласно которому государственным языком был объявлен украинский, и подняла вопрос о подготовке учителей к преподаванию на украинском языке. Шла гражданская война, и до окончательного установления советской власти в Украине Киев неоднократно переходил из рук в руки, и в течение этих трех лет музей не имел возможности работать стабильно. В городе не было отопления, люди голодали, а в музее располагалась то школа летчиков, то добровольная белогвардейская дружина, то еще какие-то организации. Однако экспонаты музея при таком чередовании хозяев сохранялись в полном порядке. Когда окончательно установилась Советская власть, то во дворе музея запылали костры из книг. Также была отменена 12-балльная система оценивания, которая применялась в элитарных учебных заведениях, и введена 5-балльная, которой пользовались в обычных школах. Это означало занижение требований к уровню знаний и стремление новой власти к уравниловке даже в системе оценок. Идея создать в здании Педагогического музея Дворец просвещения в жизнь не воплотилась. Это помещение занял Пролетарский музей, потом Музей революции и истории партии, а затем, с 1938 по 1982 год, там находился Музей Ленина. Только после переезда Музея Ленина в новое здание дворец, построенный для Музея педагогики, был отдан киевским учителям под Дом учителя.

Музей педагогики также вернулся в свой дом, но занял в нем лишь несколько комнат. С этого момента ему пришлось пережить второе рождение. В годы Советской власти он размещался в Институте педагогики и представлял собой собрание трудов Ленина, Крупской, Макаренко, а также хранил их портреты. Сегодня музей насчитывает около 50 тысяч экспонатов, из которых в основной экспозиции представлено только две тысячи. Экспозиция рассказывает об истории развития образования на Украине от древности до 1945 года. Продолжить экспозицию до дня сегодняшнего у музея нет ни места, ни средств. Музей представляет собой государственное учреждение, находящееся на территории муниципальной собственности (Дом учителя принадлежит Киеву). Жаль, что сегодня у музея нет возможности (как это было при его основании) аккумулировать новейшие достижения педагогической науки. Его бюджет состоит только из зарплаты сотрудников, где самая большая сумма (оклад директора) равняется 200 грн., там довольно долго не работал телефон, отключенный за долги по неуплате. Сегодня, когда назрело реформирование нашего образования, было бы уместно использовать и богатый опыт наших предшественников. Ведь во многих педагогических системах прошлого, используемых на Украине, блестяще решался вопрос связи теории и практики в обучении, подготовки к самореализации в жизни, привития молодому поколению высоких моральных норм и передачи духовных ценностей.

Автор выражает благодарность директору музея Вадиму Тригубенко и его сотрудникам за помощь в подготовке материала.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать