Кого мы избрали?
Страна начала работать, а депутаты отправляются на каникулы. Что за это время они успели сделать?
Сегодня заканчивается вторая сессия ВР, и парламентарии отправляются на каникулы. Длилась она с сентября 2006-го. За время сессионных будней отечественные парламентарии рассмотрели более 200 вопросов самого различного характера. И пусть депутаты в своей работе законодательных рекордов не побили, целый ряд крайне важных законопроектов, вопреки систематическим коалиционно-оппозиционным прениям, утвердить им таки удалось. Среди знаковых решений, принятых во время второй сессии ВР, — признание Голодомора 30-х актом геноцида против украинского народа, а также своевременное утверждение бюджета- 2007.
Следует отметить, что Рада пятого созыва стала своего рода площадкой для апробации конституционных новшеств. Однако наряду с этим существенно возрос и статус законодательного органа страны, ведь нынче именно парламент играет ключевую роль как в формировании, так и роспуске правительства.
Первые дни работы Рады пятого созыва доказали абсолютное отсутствие положительного опыта сотрудничества в пределах сессионного зала. Предыдущая, президентская форма правления, по большому счету, не требовала поиска компромиссов между парламентариями и гарантом, между Радой и Кабмином, между правительством и президентом. Более того, тогда в ВР не было необходимости создавать парламентское большинство. Ранее парламентское большинство, как правило, было чисто ситуативным.
Первая сессия Рады пятого созыва, которая стартовала весной 2006 и длилась до середины лета, носила скорее декоративный характер. Народные избранники были полностью поглощены изнурительным процессом создания правящей коалиции и, по сути, не выполняли своих прямых обязанностей — не разрабатывали и не утверждали законы. По сравнению с первой сессией, работу которой фактически парализовали коалиционные прения, вторая выглядит на порядок убедительнее.
Вторая парламентская сессия (сентябрь 2006 — январь 2007), ознаменовалась в том числе эффективным в плане взаимопонимания сотрудничеством правительства и ВР. Между тем руководству ВР наладить если не продуктивное, то хотя бы бесконфликтное сосуществование с Банковой не удалось. Рада принимала законы, Президент их ветировал. И наоборот: Президент как субъект законотворчества предлагал парламентариям свои законы (наиболее показательный случай — законопроект о КМУ, разработанный президентской командой), а народные избранники, точнее, представители правящего большинства, их проваливали.
БЮДЖЕТНАЯ ЭПОПЕЯ
Наиболее значимым вопросом второй сессии ВР по праву можно считать бюджетный процесс. Ключевое отличие дебатов вокруг бюджета на 2007 год от предыдущих бюджетных прений, заключается, прежде всего, в единогласии позиций правящего большинства и Кабмина. Если в предыдущие годы рассмотрение проекта бюджета напоминало борьбу КМУ и Рады за определенные положения, то нынче (с учетом того, что Кабмин сформирован коалицией) наблюдалось активное стремление большинства в Раде и правительства совместно найти адекватную модель финансовой «библии» страны. Учитывая слаженность работы ВР и КМУ, основным визави в бюджетном процессе выступал Президент. Предложения гаранта значительно корректировали планы правительства.
Первый вице-премьер Николай Азаров называл первоначальный вариант бюджета-2007 не иначе как бюджетом развития. В свою очередь, президент сделал акцент на социальную составляющую и потребовал значительно расширить социальные гарантии для населения. Члены правительства на уступки не пошли и, как следствие, Виктор Ющенко впервые за всю историю независимой Украины ветировал проект бюджета. В позициях главы государства и авторов бюджета образца 2007 года схлестнулись две позиции касательно того, чему, собственно, должен способствовать бюджет: росту экономики или все же социальной сфере? После того как Ющенко ветировал бюджет, в кулуарах ВР все чаще стали говорить о том, что в новый 2007 год страна может войти без финансовой сметы. Однако в развитии такого сценария не были заинтересованы ни Президент, ни премьер. Поэтому, после встречи Ющенко и Януковича за закрытой дверью, первый подписал бюджет, второй пошел на некоторые «социальные» уступки, на которых настаивал гарант. Впрочем, отечественная политическая история знает примеры, когда страна не получала бюджета до наступления нового года. Такие случаи имели место при премьере Павле Лазаренко, и премьере Викторе Ющенко.
МНОГОСТРАДАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Закрепление деятельности правительства и оппозиции на законодательном уровне с уверенностью можно отнести к разряду наиболее «горячих» тем второй парламентской сессии.
Нынче, в условиях действия политреформы, когда противостояние Президента и Кабмина порой достигает критических пределов, закон о КМУ нужен, как никогда. Признают это и ключевые политические игроки: Президент и премьер. Однако загвоздка в том, что каждый из них по-своему видит правительственную «библию». В следствие чего на рассмотрение ВР поступило два варианта закона о Кабинете Министров. Автором первого стал Президент, второй вариант разработали непосредственно чиновники из КМУ.
Парламент принял к рассмотрению и вскоре проголосовал за версию законопроекта, поданного правительством. Закону о Кабмине, который существенно урезает права Президента, эксперты прочат вето. Да и сам Виктор Ющенко неоднократно критиковал правительственный вариант закона о КМУ. Таким образом, окончательная судьба этого вопроса лежит в плоскости поиска компромисса между Ющенко и Януковичем. Вторая сессия ВР стала потерянной надеждой оппозиции получить «свой» закон. Поиск оптимальной модели законодательного закрепления деятельности оппозиции не увенчался успехом. Свое «нет» Закону «Об оппозиции» сказали регионалы, коммунисты, а также половина фракции «Наша Украина». Голосование «нашеукраинцев» повергло в шок членов оппозиционного БЮТ. Тогда сразу после провального голосования один из лидеров БЮТ Александр Турчинов назвал позицию коллег из «НУ» не иначе как предательством. «Нашеукраинка» Лилия Григорович пояснила «Дню» позицию «оранжевой» фракции так: Юлия Тимошенко (один из авторов закона об оппозиции) пытается приватизировать «под себя» всю оппозицию. А это, по мнению госпожи Григорович, попахивает явным авторитаризмом, поддерживать который «НУ» не собирается и в дальнейшем.
Таким образом, судьба закона, призванного урегулировать деятельность парламентской оппозиции, снова повисла в воздухе. Бютовцы обещают вернуться к данной теме при первом удобном случае. И не исключено, что при второй попытке «сине-белые» поддержат оппозицию. Ведь, как отметил в комментарии «Дню» член ПР Тарас Чорновил, претензий к закону у «сине-белых» по большому счету, нет. Другое дело, что неопределенная судьба «оппозиционного» закона — удобная возможность совершить законодательный бартер, когда регионалы поддержат оппозицию, а оппозиция при голосовании за отдельный, важный для ПР закон, станет на сторону коалиции. Такое, кстати, уже произошло: на днях фракция БЮТ в полном составе единогласно с парламентским большинством проголосовала за продление моратория на продажу сельхозугодий. Так что, вполне вероятно, что регионалы помогут БЮТ таки провести закон об оппозиции.
ПАРЛАМЕНТСКОЕ ТЕЧЕНИЕ
На протяжении второй сессии под куполом ВР наблюдался вялый процесс так называемой депутатской миграции. Как известно, Основной Закон запрещает переход депутатов из одной фракции в другую (в предыдущих созывах подобные процессы разрешались). Между тем, в Конституции до конца не урегулирован вопрос относительно возможного исключения фракцией депутатов и потому по изменениям в регламенте ВР образовалась группа внефракционных депутатов. В настоящий момент их насчитывается шесть человек.
Самой монолитной фракцией в ВР нынче является Партия регионов. «Сине- белая» фракция насчитывает 186 депутатов. Показательная деталь: ПР удалось полностью сохранить свой начальный количественный состав. Фракция оппозиционного БЮТ потеряла четырех депутатов. Юлия Тимошенко исключила их из состава фракции за «непослушное» голосование (в частности «за» премьера Януковича). Однако, не секрет, что внутри БЮТ существует еще около 15-ти депутатов (так называемая группа Богдана Губского), которые не демонстрируют партийной дисциплины, периодически голосуя в унисон коалициантам.
«Наша Украина» нынче насчитывает 81 депутата, среди которых также не существует единого центра принятия решений. Особенно заострились внутрипартийные распри после жесткой критики «оранжевой» партии Виктором Ющенко.
Фракция СПУ исключила двоих депутатов, и сейчас в ней насчитывается 31 парламентарий. Между тем следует отметить, что социалисты, несмотря на свое немногочисленное представление в Раде, не превратились в сателлита Партии регионов по антикризисной коалиции (а такую судьбу СПУ, к слову, прочили многие политологи). Наиболее показательным в этом контексте было голосование соратников Александра Мороза относительно президентского законопроекта о признания Голодомора 30 х годов актом геноцида украинского народа.
Коммунистическая фракция насчитывает 21 депутата. Несмотря на все громкие заявления лидеров КПУ относительно вероятности пересмотра своего участия в составе правящего большинства, «красные», как правило, голосуют достаточно дисциплинированно.
Подводя черту, хочется акцентировать внимание на том, что, вопреки скандалам и разногласиям, ультиматумам, блокированиям трибуны и даже рукоприкладству, парламентарии пятого созыва после более чем полугодовой деятельности таки смогли адаптироваться к новым условиям в своей деятельности. Продуктивное сотрудничество между коалицией и Кабинетом Януковича приобретает системный характер. Есть прения между Президентом и ВР, однако, снова таки во времявторой сессии, ВР полностью приняла ВТОшное законодательство, которое лоббировал Ющенко (около 40 законопроектов). А это свидетельствует о том, что ключевые политические игроки готовы искать компромисс при рассмотрении глобальных вопросов.
Несколько сложнее обстоят дела в оппозиционных окопах. Оппозиция сегодня делится на два лагеря: БЮТ и «Нашу Украину». Каждая из двух фракций претендует на лидерство в оппозиционной нише, и, как следствие, внутри парламентского меньшинства возникают существенные разногласия, что, безусловно, делает оппозицию более слабой. Нынче ключевой целью оппозиции являются досрочные парламентские выборы, однако большинство экспертов склонны к мнению, что 2007 год внепланового волеизъявления не подарит, так как радикальный сценарий не выгоден двум Викторам: Президенту и премьеру.
ДЕПУТАТЫ-ПЕНСИОНЕРЫ
Под занавес 2006 года народные избранники решились на геройский поступок и ограничили размеры собственных пенсий. Между тем доходы владельцев депутатских мандатов все равно останутся на порядок выше, нежели у рядовых украинцев.
А нардепы-пенсионеры получат даже больше Президента. Минимальная депутатская зарплата составляет 16 тысяч гривен. Кроме того, им полагаются всевозможные надбавки за работу в комитетах, занимаемую должность спикера и вице-спикера, а также прочую активность. Вознаграждение некоторых из них превышает 20 тысяч гривен. Весьма неплохой доход для людей, которым положены еще такие льготы, как бесплатное жилье в столице, бесплатное лечение и бесплатный проезд в транспорте, не так ли?
С нового, 2007, года по задумке законодателей пенсия нардепов при средней зарплате в 17 тысяч гривен должна была составлять 80% оклада, или 13 тысяч 600 гривен.
После президентского вето на бюджет члены правящего большинства принимают неожиданное решение: коалицианты решают ограничить пенсии себе, любимым. В сухом остатке имеем следующее: отныне парламентские пенсионеры будут получать по 10 тысяч гривен. Однако как бы смешно это ни выглядело, и с учетом «урезания» пенсий доходы парламентских «ветеранов» будут превышать зарплату Виктора Ющенко: 17 + 10 = 27 тысяч. Именно столько им дадут денег, в то время как вознаграждение Президента около 24 тысяч. Среди анкет действующих народных избранников пятого созыва мы насчитали около ста тех, кто получает и депутатскую зарплату, и пенсию. Наиболее известная персона — спикер Александр Мороз, который больше двух лет наряду с зарплатой получает и заслуженную выплату по старости.
МНЕНИЕ НАРОДА
Согласно данным социологического опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований им. Александра Яременко совместно с центром «Социальный мониторинг», самым большим доверием у населения Украины пользуются СМИ и Вооруженные силы. 65%опрошенных доверяют телевидению, 56 % — газетам, 52% — Вооруженным силам.
Доверием у наших граждан пользуются также религиозные организации (об этом заявили 45 процентов участников исследования), СБУ (41%) и местные власти (39 %).
В одинаковой степени (около 30 %) украинцы доверяют Кабмину, Национальному банку, судам и прокуратуре. У Верховной Рады сторонников меньше — 25%, у политических партий — 21%.
Несмотря на весьма низкий уровень доверия к парламенту и партиям, 43,9 % респондентов не поддерживают идею роспуска ВР и проведения досрочных выборов. Об этом свидетельствуют данные другого опроса, проведенного компанией «ФОМ-Украина», в котором участвовали респонденты из 160 населенных пунктов страны. В ходе данного исследования выяснилось, что за роспуск Рады и проведение досрочных парламентских выборов высказались только 28,2 % респондентов.
Очевидно, что нежелание граждан вновь окунуться в предвыборную пучину связано с весьма пафосным их отношением к прошлогодним парламентским выборам, которые почти каждый четвертый опрошенный назвал самым важным событием уходящего года. Об этом также свидетельствуют результаты данного социологического исследования.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ РАДЫ ПЯТОГО СОЗЫВА
Март 2006-го . Этот месяц прошел под знаком избирательной кампании. Это были первые выборы в истории Украины, прошедшие на пропорциональной основе (все 450 депутатов были избраны по партийным спискам). Ранее 50% избирались на партийной основе, а 50% — по мажоритарным округам. В результате мартовских выборов в парламент пятого созыва прошло только пять политических сил — Партия регионов (32%), Блок Юлии Тимошенко (22%), «Наша Украина» (14%), Соцпартия (5%) и Компартия (3%). Самой большой неожиданностью выборов стало третье место пропрезидентского блока «Наша Украина», поскольку часть «оранжевого» электората переориентировалась на БЮТ. Несмотря даже на то, что социологические исследования до последнего дня предсказывали для «Нашей Украины» второе место.
Май . Верховная Рада пятого созыва приступила к работе. Начались изнурительные переговоры по созданию парламентской коалиции между всеми политическими силами, прошедшими в ВР. Они длились с апреля по июль, и главная их интрига заключалась в том, что Виктор Ющенко и его окружение при создании новой «оранжевой» коалиции из БЮТ, «Нашей Украины» и Соцпартии не желали передавать пост премьера Юлии Тимошенко, чей блок занял второе место на выборах.
Июль . Пока БЮТ, «Наша Украина» и социалисты выясняли, представитель какой политической силы займет премьерский пост и что достанется остальным, лидер СПУ Александр Мороз кулуарно вступает в переговоры с регионалами, и вскоре лидеры трех фракций — ПР, СПУ и КПУ подписывают соглашение о создании антикризисной коалиции. В конце июля Александр Мороз был избран спикером. Представители БЮТ и «Нашей Украины» назвали его «предателем демократических идеалов». На пост премьер-министра коалиция выдвинула лидера ПР Виктора Януковича.
Август . После долгих консультаций, результатом которых стало подписание Универсала национального единства, Виктор Ющенко внес кандидатуру Януковича на рассмотрение парламента. На следующий день депутаты 271 голосом «за» поддержали Виктора Януковича. Изначально в сформированный состав правительства вошли министры от Партии регионов, Соцпартии, Компартии и «Нашей Украины». Появление в Кабмине представителей НУ было обусловлено тем, что предусматривалось вхождение в будущем в состав коалиции и «Нашей Украины». Однако впоследствии все сложилось совершенно иначе.
Сентябрь . «Наша Украина» заявила об уходе в оппозицию к действующему правительству. Министры-нашеукраинцы (семьи, молодежи и спорта — Юрий Павленко, юстиции — Роман Зварыч, культуры и туризма — Игорь Лиховой) положили заявление об уходе на стол. Несколькими днями позже Рада поддерживает их отставку.
Ноябрь . Парламентарии, несмотря на весомое противодействие Партии регионов, выступившей с альтернативным законопроектом, проголосовали за признание Голодомора 1932—1933 годов геноцидом украинского народа. Данное решение поддержали депутаты от «Нашей Украины», БЮТ и СПУ.
Декабрь . Рада приняла пакет законов, необходимых для вступления во Всемирную торговую организацию. В этой связи Виктор Ющенко выразил надежду, что Украина может стать членом ВТО уже в феврале 2007 года. В декабре коалиция отправила в отставку двух министров, назначенных по президентской квоте, — главу МИД Бориса Тарасюка и главного милиционера страны Юрия Луценко.
Нынче интересы Виктора Ющенко в «сине-белом» Кабинете Министров представляет лишь один министр — глава Минобороны Анатолий Гриценко, который выразительно затих. Что особенно заметно на фоне предыдущей TV-активности. Впрочем, это было предсказуемо.
КСТАТИ
Вчера фракция «Наша Украина» исключила из своего состава народных депутатов Владимира Заплатинского и Александра Волкова. Соответствующее решение было принято вчера на заседании фракции, сообщает пресс-служба «Нашей Украины».
«Причина такого решения очень проста. Заплатинский и Волков фактически являются членами так называемой антикризисной коалиции, а не парламентской оппозиции, в которую входит «Наша Украина», — объяснил лидер фракции «Наша Украина» Вячеслав Кириленко.
Как известно, в среду на заседании президиума партии «Наша Украина» был вынесен партийный выговор двум депутатам, проголосовавшим за преодоление вето Президента на мораторий по продаже сельскохозяйственных земель.
Выпуск газеты №:
№3, (2007)Section
Панорама «Дня»