Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Коляска набирает обороты

За 15 лет в Украине стало на миллион инвалидов больше
04 декабря, 00:00

На заре перестройки было принято решение, что «мы должны признать наличие в стране пороков: проституции, наркомании и инвалидности». Зачисление в столь нереспектабельный ряд стало одной из причин (хотя и не основной) того, что украинское общество до конца не может принять людей с особенными потребностями в свои ряды. Несмотря на то, что в Украине создается общество «равных возможностей», примеры из жизни, которые рассказала «Дню» кандидат психологических наук, консультант центра «Джерело» Наталья Бастун, свидетельствуют о противоположном. Например, воспитательница вынуждена была сократить во времени прогулку умственно отсталых детей, поскольку пожилая женщина, издали завидев детей, начала кричать: «Заберите от меня этих уродов, потому что у меня повышенное давление». А инвалидам-опорникам пришлось раньше уехать из санатория в Пуще- Водице, поскольку они «являлись раздражающим фактором для отдыхающих». Наталья Бастун объясняет такое поведение по отношению к людям с особенными потребностями не врожденным страхом перед увечьями и не издержками воспитания, а отсутствием привычки общения с такими людьми, поскольку, по ее словам, дети очень быстро находят контакт со своими сверстниками в коляске и, несмотря на юный возраст, ведут себя намного тактичнее с ними, в отличие от своих родителей, которые или пытаются увести свое чадо, или начинают демонстративно вздыхать: «Бедный ребенок». На западе преград для интеграции инвалидов абсолютно любых категорий в общество практически не существует, ведь помимо разного рода реабилитационных центров, программ по осознанному материнству, обучению труду умственно отсталых, решена и проблема архитектурной «безбарьерности» для опорников. Тут предусмотрено все — начиная от удобных пандусов и заканчивая городскими телефонами для инвалидов-колясочников. В некоторых странах крупный архитектурный объект не сдается без подписи инвалида-колясочника, который сам диагностирует удобство сооружения. В то же время у нас, если пандусы и встречаются, то преимущественно для красоты. Надежда Дмитрюк, рассказывает, что после того, как ей пришлось сесть в инвалидную коляску, она ни разу не смогла самостоятельно проехать по улице. «Существующие пандусы — разве что для видимости, поскольку реальной помощи колясочникам от них нет. Они очень крутые и скользкие, поэтому для того, чтобы ими воспользоваться, нужно еще как минимум задействовать четыре человека», говорит Надежда.

Тем временем на западе, чтобы с детсва не культивировать страх, жалость и отвращение к инвалидам, по совету психологов выпускают даже куклы Барби в инвалидных колясках.

В Украине люди с особенными потребностями видят в таком отношении и свою собственную вину. Инвалид-колясочник Алексей Сорока считает, что синдром жертвы, и то, что инвалиды ведут себя по отношению к людям как будто они перед ними в чем-то провинились стимулируют дома инвалидов, в которых они находятся, а также льготы, которые расслабляют инвалидов и провоцируют у них потребительское отношение к обществу. К такому поведению со стороны инвалидов, по его словам, уже привык и народ. «Когда я выезжаю на рынок купить себе продукты, мне обязательно кто-то пытается сунуть 10 копеек. Но они мне не нужны. Если мы хотим, чтобы к нам относились как к равным, нужно поставить крест на попрошайничестве, а государство должно сократить льготы инвалидам, — говорит Алексей. — Зачем пятидесятипроцентный проезд в поезде зимой, если в эту пору года почти никто не ездит, и автомобили за 30%, если их все равно нет. Нам нужна нормальная пенсия, на которую можно было бы выжить, а кто хочет и может, должен работать».

Действительно, примеров трудоспособности людей с особенными потребностями немало. Можно вспомнить многочисленные выставки и фестивали, где представлены работы инвалидов, которые к тому же и с успехом раскупаются, благодаря своему качеству. А изделия обществ УТОС и УТОГ не только удовлетворяют эстетические потребности, но и незаменимы в быту. Существуют и примеры того, как инвалид-колясочник делает самостоятельно успешную карьеру (например, бизнесмен Журавский). На первый взгляд, в Украине масса факторов, которые этому способствуют. В стране действуют пять ведомственных специализированных заведений для детей-инвалидов при Министерстве труда и социальной политики, в которых ежегодно обучается около 1800 детей-инвалидов, недавно начал работать открытый университет развития человека «Украина», где можно овладеть специальностями от химика-технолога до журналиста и дизайнера, создается система центров трудовой реабилитации людей с особенными потребностями, а на льготных условиях опорники могут поступить в другие неспециализированные вузы страны. Другими словами теоретически для самостоятельности есть все условия, а на самом деле на улицах не предусмотрены даже пандусы. В то же время психологи утверждают, что для того, чтобы раз и навсегда покончить с аутсайдерством инвалида в обществе и с жалостью по отношению к ним, нужно чтобы они встречались каждому в магазинах, на улице, в кафе. По их мнению, только тогда их будут воспринимать действительно как людей с особенными потребностями, а не изгоев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать