Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Комиссар спрашивает...

Киев и Брюссель будут вырабатывать общие правила поведения
11 сентября, 00:00

Сегодня в Киев впервые прилетает комиссар Европейской Комиссии Гюнтер Ферхойген, ответственный сначала за расширение Европейского Союза, а с июля — за имплементацию проекта «Расширенная Европа — новые соседи». В его компетенции также подготовка к вступлению в ЕС Хорватии. «Тот самый Ферхойген», который в конце 1999-го заявил, что говорить о возможном вступлении в ЕС таких стран, как Украина и Россия, было бы так же безответственно, как о вступлении Мексики в Соединенные Штаты Америки. Именно тогда, кстати, Европейский Совет в Хельсинки принял стратегию в отношении Украины, о которой говорили очень долго и которая оказалась очередным ни к чему не обязывающим набором деклараций. Сейчас комиссар Ферхойген едет, как уже довольно долго говорят в структурах Европейского Союза, задавать вопросы. Они будут касаться не только видения сторонами будущего Плана действий, за разработку и воплощение которого комиссар Ферхойген и отвечает. Вчера Кабинет Министров обсуждал проблему присоединения Киева к Единому экономическому пространству, которое должно состоять из России, Беларуси, Казахстана и Украины. Министры решили вернуться к дискуссии через неделю. На следующей же неделе состоится парламентское обсуждение, и в Брюсселе хотели бы наконец знать, о чем речь идет, к чему стремится Украина и о чем, собственно, с ней можно говорить. Повторяя при этом, как это стало доброй традицией, что нужно ставить перед собой «реалистичные цели». К нереалистичным сейчас в Брюсселе относят стремление Украины получить от ЕС соглашение об ассоциации.

Представители Европейской Комиссии подчеркивают, что в Киеве очень долго говорили о том, что нет ни одного комиссара, который бы занимался проблемами Украины, — и вот, пожалуйста. При этом именно с Украины он начинает турне по «новым соседям» — в список таких стран входят как представители европейского континента (Россия, Молдова, Беларусь), так и североафриканские страны, что само по себе выглядит несколько странным с точки зрения логики. Тем более учитывая то, что в последнее время в заявлениях «европейских» дипломатов все чаще открытым текстом звучит, что возможность членства Украины в ЕС в долгосрочной перспективе не исключается, в отличие от... стран Северной Африки. Представители ЕС обещают также учитывать, что у России, как и у Беларуси, нет планов вступления в Евросоюз.

Итак, комиссар Ферхойген по прибытии в Борисполь сразу летит в Крым встречаться с Президентом Леонидом Кучмой, потом возвращается для беседы с премьер-министром Виктором Януковичем. В планах — встречи с министром иностранных дел Константином Грищенко, министром экономики и европейской интеграции Валерием Хорошковским, ужин с Виктором Ющенко, Юлией Тимошенко, Александром Морозом (Петр Симоненко накануне визита Ферхойгена еще не подтвердил свое участие), выступление в Институте международных отношений Киевского национального университета. При такой интенсивности контактов во время короткого визита сложно ожидать каких-то конкретных выводов уже сразу.

Известно, что комиссар Ферхойген может сказать украинскому руководству и украинской оппозиции, у которых нет больших разногласий в оценке позиции ЕС в отношении Украины. Очевидно, что комиссар будет настаивать на том, что ЕС остается крупнейшим донором Украины и планирует увеличить объемы своей технической помощи. Прежде всего через те программы «нового соседства», которые сейчас находятся в стадии разработки. По мнению Ферхойгена, признаком большого внимания ЕС к Украине и ее проблемам является как сама концепция «нового соседства», так и обнародованная в июле коммуникация о поисках пути к внедрению нового инструмента отношений с соседними странами. Вероятно, Ферхойген скажет о том, что ЕС разрабатывает планы новой концепции визового режима с «соседями». Что план действий должен быть очень конкретным, с четко определенными индикаторами выполнения. Что Украина, которая уже достигла значительного прогресса в реформировании своей экономики и политической жизни, должна еще увеличить усилия для достижения критериев, необходимых для обсуждения возможности создания, в частности, зоны свободной торговли с ЕС. Что соглашение о партнерстве и сотрудничестве остается очень важным документом, который нужно выполнить, прежде чем идти дальше. Что политика ЕС по отношению к каждой из «соседних» стран будет основываться на дифференцированном подходе.

Наконец, что Украина должна определиться и в своем «европейском выборе» и в том, каких именно отношений с Россией и другими странами СНГ она стремится достичь. Ведь если речь идет о свободной торговле — это одно дело, и ЕС это только будет приветствовать, но если о таможенном, валютном союзе — то это усложнит украинский путь «в Европу». А также что ЕС поддерживает стремление Украины обрести членство в ВТО, которое откроет ей дорогу к переговорам по созданию зоны свободной торговли с ЕС (это, кстати, есть в соглашении о партнерстве и сотрудничестве, причем не обусловлено никакими требованиями). Можно смело спрогнозировать, что Ферхойген не забудет сказать, что ЕС стремится приблизить Украину и привлечь ее к своим программам насколько это будет возможно.

Вряд ли от европейского комиссара как сейчас, так и потом стоит ожидать четких высказываний на тему — что именно является конечной целью «Расширенной Европы», может ли Украина в принципе рассчитывать на подписание ассоциативного соглашения по образцу «европейских соглашений», которые были у Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, балтийских стран, Болгарии, Румынии. Комиссар наверняка не скажет, что по достижению необходимых критериев (копенгагенских) Украина сможет рассчитывать на членство в ЕС. Что тема отмены визового режима со странами- членами ЕС может быть актуальной при выполнении Украиной определенных условий, четко сформулированных и выписанных в четкий график выполнения обязательств.

Отсутствие в ЕС политического решения о будущем уровне отношений с Украиной никем не скрывается. Известно, что большинство стран-членов ЕС сейчас выступили бы против даже постановки вопроса о долгосрочной перспективе постепенного вхождения Украины в Союз на повестку дня — обсуждается только ее «приближение», тогда как для балканских стран (где в свое время украинские миротворцы помогали и помогают в достижении стабилизации ситуации) четко говорится о будущем членстве. Известно, что во время саммита в Салониках в июне Европейский Совет изъял из повестки дня обсуждение перспектив введения для «соседей» четырех основополагающих свобод ЕС — движения людей, товаров, капиталов и услуг через границы, а также вопрос распространения деятельности Европейского инвестиционного банка на «страны-соседи» и т.д. Это тоже не позитивный признак.

То, что ЕС не воспринимает представленный Украиной проект плана действий и вместо этого предлагает разработать единый план для всех «соседей», вызывает сомнения в «дифференцированном подходе» со стороны Брюсселя.

Не удивительно, что как Президент, правительство, пропрезидентское «большинство» Верховной Рады, так и в частности, представители «Нашей Украины» откровенно недовольны тем, что предлагается Брюсселем. В Киеве хотели бы услышать и большую четкость, в частности, какова конечная цель разрабатываемого Плана действий, и четкие политические заявления по поводу европейской перспективы Украины, и конкретные предложения по конкретным вопросам. Они уже назывались — сфера юстиции и внутренних дел, проблема реадмиссии, визовый режим, свободная торговля, доступ к рынкам, инвестиционная деятельность, расширение политического диалога. Без всего этого, считают в Киеве, все останется на уровне деклараций. Все эти вопросы «висят» уже годами.

Эксперт Центра исследования конфликтов при британской Королевской военной академии Джеймс Шерр сказал на недавнем экономическом форуме в Кринице (Польша) по этому поводу, что ситуация напоминает танцы ХVIII века, когда стороны (ЕС и Украина) делают красивые па навстречу друг другу, но не работают вместе.

Сегодня Украина в своих «европейских стремлениях» имеет поддержку исключительно со стороны Польши и Литвы, которые еще не стали членами ЕС, и еще какое- то время точно не будут среди игроков «высшей евролиги». Это только подпитывает заявления о том, что «на Западе нас не ждут» и аргументацию в пользу объединений наподобие ЕЭП. Без сомнения, от любого украинского правительства потребуется много тяжелой работы по достижению определенных стандартов — этого требует не столько возможность вступления в ЕС ради самого вступления, но объективная потребность в модернизации и развитии страны и общества. Представители ЕС, кстати, намекают, что какая именно политическая сила олицетворяет власть в Украине на данный момент — второстепенный вопрос. Очевидно, что отношения в том формате, в котором они существовали до сих пор, и в котором их предлагается развивать, не являются, с точки зрения реалий, выходом для обеих сторон: новые линии раздела не будут содействовать достижению цели создания ЕС как зоны благосостояния и стабильности. ЕС начал демонстрировать готовность, по крайней мере, выслушать предложения по поиску выхода — это уже позитив. Будет ли это «интеграция без членства» по образцу Швейцарии или Норвегии, будет ли это полноправное членство в разномерном союзе, или что-то другое — это все равно нужно искать сейчас. Возможность есть.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать