КОММЕНТАРИИ
Валерий КУХАР , академик, директор Института биоорганической химии и нефтехимии НАНУ:
— Конечно, Кабинет Министров имеет право поступать в данном случае как ему заблагорассудится. Это с бюрократической точки зрения. А если с моральной, то так поступать нельзя, не только с философами — с кем бы то ни было. Я уверен, что можно было найти и другое решение проблемы. В любом случае, всем заинтересованным сторонам следовало обсудить такую возможность до принятия решения. Могу только посочувствовать коллегам из Института философии.
Яков ДИДУХ , член-корреспондент НАНУ, директор Института ботаники НАНУ:
— Я отношусь к этому факту очень отрицательно. Так не поступают, это не по-человечески! Очень известный академический институт, с многолетними традициями, который сейчас так много должен делать для Украины, утесняют, да еще и без предупреждения! Получается, что государству не нужен Институт философии. А завтра они поступят так с любым другим институтом. Кто следующий? Такая ситуация очень опасна и никак не свидетельствует о развитии демократии.
Юрий ПАХОМОВ , академик, директор Института мировой экономики и международных отношений:
— Странно. Директор Института философии насквозь оранжевый, а его притесняют. Власть что, уже и своих начала бить? Вот это меня удивляет. А то, что нынешняя власть враждебна науке — это уже давно известно. Невежество не удивляет. Я просто возмущен ситуацией, и готов быть подписантом любых протестных писем.
Евгений ГОЛОВАХА , главный научный сотрудник Института социологии, доктор философских наук:
— В этой ситуации я вижу неуважение. Неуважение к науке, к умственному труду и к обществу в целом. Ведь каждый удар, нанесенный властью по науке, будет с той же силой отражаться на обществе. Мы можем проследить целую цепочку «ударов» новой власти по науке. Первое звено — это заявление Томенко о намерении ликвидировать Академию наук, потому что он не ждет от нее ничего гениального. Затем следовала дивная дискуссия на страницах серьезных изданий о том, нужна ли Украине Академия наук и что с ней делать дальше. Я вообще не понимаю, зачем с ней что-то делать дальше, так как она является одним из немногих достояний нашей страны. Теперь вот — здание Института философии им понадобилось... В свое время, при Кучме, здание нашего института пытались отобрать под администрацию президента. Тогда мы с огромным трудом его отстояли. А вот Институт философии, насколько мне известно, не может отстоять... Тогда на наше письмо в Верховную Раду откликнулось пятьдесят депутатов из разных фракций, они даже написали запрос президенту. А открытое письмо Института философии остается без ответа. Это мне непонятно, видимо, просто стиль такой — не отвечать ученым.
Такое ощущение со всеми этими зданиями — «три дня на разграбление города»... Пусть Нацсовет перебирается в Секретариат Президента, который как бы сократили в четыре раза. Там же должно было остаться свободное место, но вместо этого СП понадобились еще и новые здания... Только ученые занимают много места, а бюрократическим организациям нужно еще. Общество должно задуматься, почему центральному комитету Коммунистической партии хватало этих зданий, аппарату Кучмы хватало, а нынешней власти не хватает.
Наш институт, конечно, поддержал коллег из Института философии. И не потому, что нам так необходимы эти здания, просто должно быть какое-то уважение к людям, которые занимаются умственным трудом. Власть, которая начинает бороться с учеными, обречена. Это понимали все правители, а кто не понимал — то плохо кончил. Если украинская власть «возьмется» за науку и будет ее ущемлять, то уже года через три мы окажемся на задворках цивилизации, потому что именно наука да еще образование удерживают нас от этого. Пока что мы не страна третьего мира, как бы часто мы не употребляли это клише. Но мы станем ей, если в здания, где сидят ученые, сядут чиновники.