Перейти к основному содержанию

Коммунисты боятся выиграть выборы?

04 ноября, 00:00
   
Трудно, наверное, объяснить рядовому избирателю, что от печатного значка — номера избирательного участка на бюллетене для голосования — зависит реализация самых сложных политических комбинаций: невнесение изменений в Конституцию, перенос сроков проведения второго тура выборов, а также кто кого выведет (или нет) во второй тур. Поэтому-то вопрос — нумеровать или не нумеровать типографским способом «участковые бюллетени» вчера стоял ребром. Проблемку эту еще 28 октября подбросил ВР глава ЦИК г-н Рябец, заявивший о срыве выборов во втором туре, если парламент не отменит требований закона о выборах президента об обязательном проставлении в избирательном бюллетене типографским способом номера избирательного участка. Легко было спрогнозировать реакцию парламента, на которого ложится вся ответственность в случае срыва выборов.

Но вряд ли только по этой причине коммунист Георгий Пономаренко, представлявший вчера законопроект о внесении дополнений к ст.40 закона о выборах президента, фактически согласился с доводами М.Рябца и полиграфистов о технических сложностях изготовления в недельный срок необходимого количества бюллетеней. По его словам, «на изготовление 33 тысяч бюллетеней понадобилось три недели и за семь дней с таким объемом работ полиграфические комбинаты столицы не справятся, даже если будут работать по три смены и без выходных». Впрочем, с самого начала обсуждения стало ясно, что коммунисты готовы согласиться с доводами члена президентского штаба Романа Бессмертного о том, что нумерация не имеет принципиального значения для итогов голосования.

«Ну, тогда может сразу печатать бюллетени с галочкой «за» Кучму?» — иронически поинтересовался социалист Станислав Николаенко, попутно спросив у защитника полиграфистов — почему бы не облегчить технические сложности, запустив три простаивающие линии банкнотной фабрики. Кстати, по мнению депутата Бессмертного, «упрощенный» бюллетень сам по себе является хорошей гарантией от фальсификаций: дескать, наблюдатели всех рангов в несколько раз повысят свою бдительность. Но, судя по опыту общения с наблюдателями от оппозиции 31 октября, могу заверить, что они «прогавлять» и это.

Так что получается, что упрощение степени защиты обеспечивает беспроигрышный выход Л.Кучмы во второй тур. Именно об этом говорил громадовец Виктор Шишкин, обращаясь к коммунистам: «Только от КПУ сегодня зависит — будет ли открыт шлюз массовым фальсификациям, которые обернутся поддержкой полицейского государства». Ясно, такого, в лоб, наскока, коммунисты стерпеть не смогли, закрыв рот Шишкину проверенным способом: «Сам дурак, вспомни, как получил кресло Генпрокурора за запрет Компартии!» Но вопрос-то все равно остался открытым: будут ли коммунисты открывать путь к победе «антинародного режима» или нет? Александр Ельяшкевич, правда, предположил, что КПУ не проголосует за предложение о переносе сроков второго тура для улаживания технических вопросов, чтобы поставить преграду нарушениям, которые приведут Кучму к победе. А коммунист Георгий Крючков фактически подтвердил это: «Мы на заседании фракции, учитывая реалии, исходили из того, что в бюллетене должен быть указан номер избирательного округа, а что касается номера участка, то надо пойти на разрешение участковым комиссиям обойтись без этого, поскольку эта процедура сопряжена с большими техническими сложностями... А сфальсифицировать, как показал первый тур, можно при любых номерах... Да, это одна из преград на пути фальсификации, но не полная гарантия. Все зависит от честности людей. А при этом режиме рассчитывать на честные и порядочные выборы не приходится». Так почему же, спрашивается, оппозиционная КПУ заранее и публично отказывается от борьбы с «этим режимом», когда Петр Симоненко буквально дышит в затылок Леониду Даниловичу? «Глядя на поведение коммунистов, я думаю, что они просто боятся груза и ответственности власти, и не знают, что будут делать в случае победы», — сказал экс-представитель Президента в ВР Роман Бессмертный. Роману Петровичу эта ситуация напоминает российский вариант 1996 года, «когда Зюганов во втором туре жал на тормоза, чтобы его ни в коем случае не выбрали президентом». Насчет позиции лидера КПРФ, можно было бы поспорить, а вот на счет российских сценариев — не охота.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать