Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кому будет оппонировать оппозиция?

04 марта, 00:00

Н еобходимость скорейшего принятия закона об оппозиции обусловлена, прежде всего, новым раскладом сил в украинском парламенте — появлением парламентского большинства и переходом к нему всех руководящих постов в ВР и ее комитетах. Лишение меньшинства права занимать любые руководящие посты в парламенте было расценено депутатами, не вошедшими в большинство, как нарушение «Закона о статусе народного депутата Украины». Сейчас в ВР находятся на рассмотрении два законопроекта — «О парламентской оппозиции» В. Филенко и «О политической оппозиции в Верховной Раде Украины» (авторы В. Коваль, А. Карпов и В. Медведчук).

«Какой должна быть в Украине политическая оппозиция?» — этот вопрос был главным на «круглом столе», организованном Институтом политики. Его инициаторы отмечали, что сложившаяся практика оглашения лишь окончательного варианта закона лишает возможности граждан влиять на содержание законопроектов, следить за их обсуждением и выяснять для себя позиции разных политических партий и отдельных народных депутатов. Это напрямую касается попыток впервые в истории украинского парламентаризма законодательно определить статус оппозиции.

Представленные законопроекты предлагают разные концепции как трактовки термина «оппозиция», так и определение ее места в сложившейся политической структуре. Как отметил присутствовавший на «круглом столе» автор одного из законопроектов Владимир Филенко, первое условие появления оппозиции — оформление парламентского большинства. Поэтому, очевидно, что от того, на каких принципах будет функционировать большинство, напрямую зависит статус оппозиционного меньшинства. В его законопроекте отмечается, что парламентская оппозиция определяется по отношению к проправительственному большинству. Во втором варианте речь идет, прежде всего, о политической оппозиции к большинству пропрезидентскому. Таки м образом, камнем преткновения является вопрос, кто будет формировать правительство: парламент или През идент.

Этот вопрос должен определяться соглашением между правительством, парламентом и Президентом. Учитывая проправительственный характер большинства в законопроекте Филенко, не совсем понятна роль Президента в определении отношений между парламентом и правительством. По мнению автора, договор будет являться «определенным стимулированием Президента, который сегодня не хочет подписывать договор с парламентским большинством». В то же время законопроект В. Коваля, А. Карпова и В. Медведчука предлагает закрепить существующее положение вещей, когда структуры исполнительной власти формируются не парламентским большинством, а Президентом и Кабинетом Министров.

По мнению экспертов, выступающих на «круглом столе», законопроекты отличаются также по степени универсальности. Так, вариант Коваля, Карпова и Медведчука закрепляет ситуацию, сложившуюся сегодня в украинском парламенте. В частности, в нем предусматривается оставить существующее положение, когда депутаты, не вошедшие в большинство, не имеют права быть представленными в руководстве ВР и комитетов. Во-вторых, в нем не предусматривается появление в ВР большинства, находящегося в оппозиции к Президенту. В-третьих, целью оппозиционной деятельности определяется защита интересов меньшинства. Последний момент является принципиально важным, поскольку отражает коренное различие в подходах авторов документов к приоритетной цели оппозиции: эффективная защита прежде всего части депутатского корпуса или интересов избирателей, направивших в парламент этих депутатов. Очевидно, что вопрос о руководящих постах как возможности эффективно влиять на работу Верховной Рады является производным от определения приоритетной цели.

Проект В. Филенко признавался экспертами как более универсальный. В нем всем участникам оппозиционных формирований, в состав которых входит не менее 1/3 депутатов от конституционного состава ВР, гарантируются посты председателей парламентских комитетов по бюджету, свободе слова и СМИ, наблюдения за правоохранительной деятельностью; регламента, депутатской этики и работы ВР; прав человека и национальных меньшинств.

Вместе с тем в проекте В. Коваля, А. Карпова и В. Медведчука предлагается создание оппозиционного Кабинета Министров. Все выступающие согласились с тем, что наличие такого органа позволило бы не только критиковать действующее правительство, но и предложить альтернативные программы и действия.

Оба законопроекта, возможно, будут рассмотрены в первом чтении уже в этом месяце. Несмотря на то, что некоторое преимущество было отдано при обсуждении имеющихся двух вариантов законопроекту В. Филенко, не исключено, что депутатами за основу будет принят законопроект В. Коваля, А. Карпова и В. Медведчука. Не только потому, что, по замечанию Н. Томенко «у Виктора Медведчука как руководителя парламента есть определенные рычаги административного влияния», но и потому, что вряд ли большинство захочет «поделиться» парламентскими комитетами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать