Кому нужна классическая музыка?
Размышления, навеянные концертами Юрия Башмета2 и 3 апреля в Киеве прошли концерты камерного оркестра «Солисты Москвы» под управлением блистательного музыканта Юрия Башмета.
В этот раз Юрий Абрамович показал две совершенно разные программы в Национальной опере и филармонии. Прозвучали произведения Моцарта, Стравинского, двух Чайковских (Александра и Петра), Брамса, Вивальди и Прокофьева. Было исполнено концертино для альта «От Петрушки» до Пульчинеллы», написанное Александром Чайковским и Игорем Стравинским, посвященное Ю. Башмету.
С 1992 года состав оркестра «Солисты Москвы» практически полностью изменился. Некогда единомышленники, покорившие многие страны и континенты своим искусством, не смогли вместе пройти «медные трубы». Трещина между музыкантами и их художественным руководителем привела к полному разрыву. Формальным поводом стала неявка коллектива на «Декабрьские вечера» к Рихтеру. Нынешний состав сформирован из струнников — выпускников Московской консерватории. От перемены мест слагаемых сумма не изменилась. «Наш коллектив успешно гастролирует. В год приходится давать более 100 концертов, — говорит Ю. Башмет. — Выступаем по всему миру. Записали несколько альбомов. А теплый прием киевской публики подтверждает, что мы на правильном пути. Не останавливаемся на достигнутом. Для меня музыка — не работа, а хобби, за которое еще деньги платят!»
Перед концертами оркестранты обязательно репетируют по 1,5 — 2 часа. Юрий Абрамович не любит, чтобы в это время его отвлекали. Собран, подтянут, строг. Совсем другой на сцене, когда зал заполнен зрителями. Тут он маг! Его альт смеется и плачет. Башмет интересный собеседник, интеллигентен, ироничен. На возню вокруг своей особы смотрит с улыбкой.
Вот только после его выступлений было все-таки грустно. Ведь насладиться мастерством музыканта-виртуоза по карману оказалось не многим. Согласитесь, 900 гривен за билет — сумма «крутая». Поэтому залы в основном заполняли «новые украинцы». Жующие жвачку, дремлющие в VIP-креслах, хлопающие невпопад. Для кого-то это вообще первый выход «в свет», а кто-то постепенно приобщится к прекрасному. Пока же удел меломанов — слушать записи. Подобные мероприятия не для их кошелька.
Очень странно ведут себя организаторы гастролей знаменитостей. Они все действуют практически по одному сценарию. Даже если есть свободные места, охрана стоит «насмерть» и публику туда не пускает. К представителям СМИ тоже отношение, как к людям третьего сорта. Их аргумент: «Музыку нужно слушать, а видеть артистов не обязательно(!). Можно вообще в холле постоять!» Фотокорреспондентам руки заламывают, чуть что — грозят разбить аппаратуру. Ведут себя, как собственники, обладатели дорогой «игрушки». Захочу — допущу журналиста к звезде, не захочу... При этом сами знаменитости, как правило, не против общения. С недоумением взирают, как на их имени «калифы на час» зарабатывают себе капитал, так что вопрос «Кому нужна классическая музыка?» исчезает под тяжестью «железной» логики: «Кто платит, тот и прав!»