КОНКУРЕНТ «ЗЕЛЕНОМУ»
Ровно десять дней осталось до беспрецедентного события на финансовом рынке Европы — выхода в обращение наличного евро. 1 января 2002 года двенадцать стран Евросоюза, следуя достигнутому соглашению, окончательно откажутся от использования в системе расчетов и платежей своих национальных валют. Трудно переоценить значение этого серьезного шага на пути общеевропейской интеграции. Ожидается, что логическое завершение создания единого европейского рынка, снижение транзакционных издержек на обменных операциях не только позитивно скажутся на развитии экономики стран ЕС, но и увеличат спрос на евро. Кстати, эта тенденция уже налицо. По данным, опубликованным в российском журнале «Эксперт», за последний год рост банковских обязательств, выраженных в евро, в Германии составил 17%, в Великобритании — 37%, в Японии — 136%, в оффшорных центрах — 56%. Согласно статистике, в январе-сентябре 2001 года оборот по контрактным обязательствам в евро на Чикагской товарной бирже вырос, по сравнению с тем же периодом 2000 года, на 35% и составил 4,3 млн. контрактов.
Впрочем, судя по всему, говорить о евро как о мировой валюте пока рано. Доллару, к примеру, потребовалось практически столетие, чтобы «завязать» на себе евроазиатские финансовые потоки. «Зеленая» зависимость мировой экономики, похоже, пустила глубокие корни. Во всяком случае, об этом столь выразительно свидетельствует дружная готовность Европейского центрального банка (кстати, только эта структура обладает правом эмитировать евро) и Банка Японии «достать» из- под обломков Всемирного торгового центра авторитет доллара. Не последнюю (если не первую) скрипку в этом оркестре трогательного участия Европейского содружества и Страны Восходящего Солнца к проблемам Федеральной резервной системы США, без сомнения, сыграл тот факт, что более 80% совокупных валютных резервов и обязательств центральных банков мира сформированы в долларах. Не следует забывать также, что в европейском секторе инвестиционных услуг — безраздельно царят американцы: Goldman Sachs, Merrill Lynch, Morgan Stanley, J. P. Morgan Chase и Salomon Smith Barney составляют первую пятерку ведущих глобальных инвестбанков.
«Делать выводы о возможности конкуренции евро по отношению к доллару на международном финансовом рынке пока рано, — говорит «Дню» директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко, — да и для того, чтобы их делать, нужно оценить уровень экспортно-импортных отношений европейских стран и США, степень интеграции их экономик, дальнейшую политику Штатов на мировой арене и т. п.» «В Украине проблем при переходе стран ЕС на евро не возникнет», — степенно подчеркнул он. Действительно, позиции Украины на международном валютном рынке более, чем ясны: все наши долговые обязательства перед «мировым сообществом» выражены в долларах. При этом наша страна столь далека от полноценного участия в еврорынке, что поднимать излишний ажиотаж вокруг введения наличного евро действительно не следует.
Тем более, что у нас подобные мероприятия и без того сопровождаются целым вихрем разнообразных слухов и спекуляций. Впрочем, как уверял вчера «День» С. Яременко, Нацбанк уже принял все необходимые меры, чтобы не допустить искусственного занижения цен на валюты стран ЕС в обменных пунктах. По его словам, украинским банкам предстоит перевести в евро 70—150 тыс. DM, которые находятся на руках у населения. При этом ценовой люфт на немецкую марку «составит 5%», а стоимость банковских услуг по обмену на евро «не будет превышать 2%».
Между тем весьма вероятно, что введение 1 января 2002 года евро существенно обострит вопрос сберегательной альтернативы. Как ни крути, гривня, которую представители НБУ, ссылаясь на результаты последнего полугодия, смело окрестили «самой стабильной валютой Европы», все-таки не признана в массовом сознании средством накопления. Осенние финансово- информационные спекуляции о близком падении доллара, наоборот, произвели должное впечатление и, пополнив капиталы валютных дельцов, оставили свой отпечаток на вере в стабильность «бакса». Евро?! Нужно отдать должное — о нем много говорят, но его мало кто видел — напоминает пресловутого «кота в мешке». Золото, недвижимость и земля, как наиболее надежные способы размещения капитала, в силу ряда объективных причин (от невысокого уровня обеспеченности наших граждан до несовершенства действующего законодательства) в нашей стране не пользуются популярностью. Словом, вопрос, в каком виде хранить свои сбережения, стал для украинцев достаточно актуальным.
Показательно, что однозначного ответа на него не дали ни чиновники, ни банкиры, ни эксперты. Дружно подчеркивая мощь консолидированной американской экономики (свыше 90% акций фондового рынка США принадлежат гражданам этой страны), эксперты после осенних политических коллизий в мире и промышленного кризиса в Штатах все же не смогли дать стопроцентной гарантии стабильности доллара. Хотя, как сказал «Дню» президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, «я оптимистически смотрю на позиции доллара, по крайней мере, в ближайшем году». В преддверии ожидаемого глобального экономического кризиса нет ясности и с позициями евро: неравномерное развитие отдельных регионов ЕС, подкрепленное неопределенностью позиций в отношении евро Великобритании, Дании, Швеции и перспективой расширения ЕС на восток, существенно затрудняет прогноз перспектив новой валюты.
Как бы там ни было, ясно одно — в сложившейся ситуации гражданам Украины явно не следует идти на поводу возможных спекуляций и осторожно относиться к резкому изменению курса валюты (будь то доллар, марка или евро). Что касается сбережений, то наиболее логичным в сложившейся ситуации кажется их размещение в евро и долларах одновременно.
КОММЕНТАРИИ
Владимир СТЕЛЬМАХ , глава Национального банка Украины:
— Позиция НБУ в отношении евро однозначная. Прежде всего, следует отметить, что евро уже принято рядом стран и является de facto. Нацбанк, соответственно, вынужден перестраивать подходы к безналичным расчетам в евро. Мы готовы к этому. Что касается возможных потерь украинских граждан при обмене DM на евро, то они будут незначительны, и мы будем контролировать эту проблему. Все украинские банки уже подготовились к переходу на евро и, соответственно, избавились от валют стран ЕС. Следует отметить, что введение евро должно сопровождаться увеличением удельного веса расчетов и платежей с использованием этой валюты. В этой связи мы структуру нашего валютного резерва держим таким образом, что если субъекты хозяйствования будут требовать евро, то мы обеспечим их запросы. Но необходимо подчеркнуть, что сейчас идет процесс снижения курса евро по отношению к доллару. Сами страны ЕС во внешних торговых отношениях на 95% как валюту платежа используют доллар. И я неоднократно спрашивал послов Франции, Германии: «Что вы хотите от Украины, если даже ваши субъекты внешнеэкономической деятельности в своей работе используют евро?!» Я думаю, что в нашей стране никаких проблем в этой связи не возникнет.
Игорь МИТЮКОВ , министр финансов Украины:
— Я не думаю, что следует излишне обострять внимание вокруг вопроса о введении в обращение наличного евро. Все банки и все серьезные субъекты хозяйствования уже давно подготовились к этой трансформации. Тем более, что в странах ЕС сейчас идет мощная подготовительная кампания, которая может смягчить возможные нежелательные последствия перехода. Нашим экспортерам, которые будут работать с евро, можно посоветовать, чтобы они проявляли больше осторожности и избегали сомнительных, рисковых операций и торговых контрактов. Что касается государственного уровня, то я позитивно оцениваю возможность диверсификации структуры золото-валютного резерва и перевода части валютных запасов в евро. На мой взгляд, это даст возможность более гибко реагировать на те или иные изменения на валютном рынке. Но, следует отметить, что подобный переход — это дело не одного года и, естественно, требует серьезной оценки перспектив евро и подробных аналитических расчетов.
Выпуск газеты №:
№235, (2001)Section
Панорама «Дня»