Консервация, инновация...
От Украины ждут нестандартного ходаЕще не все российские официальные лица успели высказать свое «фэ» по поводу итогов прошедшей в Брюсселе 23 марта инвестиционной конференции по модернизации украинской газотранспортной системы, а делегация НАК «Нафтогаз Украины» уже в Москве. В пятницу она начала переговоры с «Газпромом» по подписанию технического соглашения о транзите газа на 2009 год. В тот же день уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский успокаивал европейскую прессу: «Хотелось бы верить, а я в этом убежден, что это (реакция России на Брюссельскую декларацию) только эмоции, возможно, от недостаточной осведомленности, и надеюсь, что эти эмоции скоро пройдут».
Оправдан ли этот оптимизм? Думается, украинским переговорщикам на фоне российской послебрюссельской реакции будет непросто добиться успеха. Известно, что Москва уже отсрочила встречу премьеров Украины и России, а на судебном процессе в Стокгольме «Газпром» неожиданно поддержал претензии «РосУкрЭнерго» к Украине. Российское деловое издание «Ведомости» отмечает: «...Юлия Тимошенко и представители ЕС уже высказались в том духе, что декларация не закрывает для России возможности участия в модернизации ГТС, однако то, что произошло, — болезненный удар по самому дорогому, что есть у российского руководства с 2005 года, — идее энергетической сверхдержавы».
Кризисы иногда позволяют нам по-новому увидеть старые, давно известные и оцененные понятия. К примеру, раньше считалось, что взаимная дружба и любовь между украинским и русским народами, равно как и наоборот, между русскими и украинцами, — понятия нерушимые, незыблемые. Но время внесло свои коррективы, и социологические опросы постепенно стали выявлять изменения.
Как рассказал журналистам генеральный директор ООО «ФОМ-Украина» Александр Бухалов, в Украине положительно относятся к России примерно 70% населения, причем эта цифра устойчива и повторяется из месяца в месяц. Но бывают и колебания. В январе 2008 года она составила 71,7%. В августе того же года, когда произошел конфликт в Южной Осетии, — 64,9%. К декабрю ситуация стабилизировалась — 71,3%. А вот в феврале этот показатель опустился до 62,3% — так низко он еще никогда не падал, отмечает Бухалов и поясняет, что это стало следствием газового конфликта. Эксперт повторяет: самый плохой показатель хорошего отношения украинцев к России — 62,3%. Но его очень настораживает, что в феврале его коллеги измеряли отношение россиян к Украине: положительно — 29%, безразлично — 35%, отрицательно 30%. То есть, можно утверждать, что в России Украину «любят» в два раза меньше.
Ситуацию интересно прокомментировал Виталий Седнев, директор Организации защиты предприятий «Бизнес-солидарность» (Россия), инициировавшей международное исследование антикризисных действий правительств постсоветского пространства. Позитивные моменты в этой деятельности, по его словам, просматриваются главным образом у России, Казахстана и Украины. При этом Россия идет в основном по пути консервации существующего режима, для чего пустила в ход стабилизационный фонд и золотовалютные резервы, которые уже заканчиваются. Поэтому Седнев считает, что РФ следовало бы отказаться от синдрома «старшего брата» и поучиться у соседей, поскольку на постсоветском пространстве появились два мощных силовых центра. В Казахстане по инициативе сверху кризис используется для реформы государства, страна готовится пойти по инновационному пути, благодаря чему имеет неплохие шансы выйти из кризиса обновленной. Там принят новый налоговый кодекс, резко снижены налоги с бизнеса, введен мораторий на проверки малых и средних предприятий. В Украине, по словам эксперта, используется конфронтационный сценарий, по которому экономический кризис превращается в открытую войну элит. Но, как уверен Седнев, эта конфронтация, как и консервация режима в России, не может длиться долго. Мы будем болеть при высокой температуре, но выздоровеем. Следствием может стать инновация, рожденная снизу, в условиях демократии, характерных для Украины. Это будет приход к власти новых сил и новых элит, на что надеются, согласно исследованию, 54,8% опрошенных украинцев.
Директор по исследованиям Фонда «Институт посткризисного мира» Татьяна Аверина считает, что «нелюбовь» россиян к Украине объясняется тем, что в России «чувствуют, что зона влияния Москвы сузилась и в Украине сейчас такое огромное количество новых векторов по выстраиванию новых связей и новой кооперации не по линии Россия — Запад, а по другим направлениям». С другой стороны, Украине, как считает Аверина, не хватает «ощущения себя совершенно независимым, сильным, мощным центром, который может очень сильно влиять на весь расклад на этой шестой части суши». Такой видят Украину внешние эксперты, подчеркивает Аверина. Она называет линию «мы дружим «за» Россию или «против» России» «устаревшей» и призывает нашу страну «переломить политический кризис» и продемонстрировать миру свою новую цивилизационную модель, которой не обладает Россия.
Выпуск газеты №:
№53, (2009)Section
Панорама «Дня»