Кремль не собирается делиться «эксклюзивом» на украинский газовый рынок

Краткосрочный визит в Украину новоизбранного президента России Владимира Путина и по прошествии недели продолжает вызывать острые и порой разноречивые комментарии. И главным образом — по поводу пока не обнародованного механизма расчета Украины за свои газовые долги перед Россией.
Тема остается актуальной, поскольку вслед за В. Путиным Киев одновременно посетили два российских газовых генерала — председатель совета директоров ОАО «Газпром», экс-премьер России Виктор Черномырдин, по данным экспертов «Дня» выступающий порученцем В. Путина, и президент международной группы «Итера» Игорь Макаров. Их обоих, но порознь принял Президент Украины Леонид Кучма.
По сообщению пресс-службы главы государства, во время беседы с В. Черномырдиным обсуждались вопросы, связанные с украинско- российским сотрудничеством в энергетической сфере, в частности, поставок российского газа в Украину. Вопрос, как говорится, интересный, особенно с учетом того, что ни в минувшем, ни в нынешнем году Россия (а вернее ОАО «Газпром») газа Украине не поставляла. Она лишь платила (газом, т.е. бартером) за транзит своего газа по территории Украины. О чем же тогда переговоры? Российская Интернет-газета «Утро» (http://www.utro.ru) в этой связи распространила информацию о намерении «Газпрома» «убрать с украинского рынка посредника — компанию «Итера», которая уже давно подозревается в злоупотреблениях». Эта версия выглядит довольно правдоподобной (хотя работник пресс-службы «Итеры» Евгений Александров сказал «Дню», что такие утверждения не более чем происки недоброжелателей «Итеры», которая является крупнейшим поставщиком газа в Украину). Иначе зачем бы В. Черномырдину и И. Макарову встречаться (об этом также сообщил Е. Александров) не в Москве, а в Киеве? Тема «Итеры» интересна для нас в данном случае лишь продолжением трений по линии «Газпром» — российское правительство (министр топлива и энергетики Виктор Калюжный) — «Итера», и очень интересна тем, как Киев, естественно, старающийся заполучить в этой ситуации роль арбитра, сумеет их использовать для снижения «газово-долгового» давления на Украину.
Официально ситуация выглядит так. В ходе переговоров в Киеве Л. Кучма и В. Путин поручили правительствам в 30-дневный срок разработать механизм обслуживания украинского долга за газ. При этом Украина стремится провести реструктуризацию своих долгов ($ 1,4 млрд.) на 5—7 лет. Инструментарий этой реструктуризации, как считает Интерфакс-Украина, предстоит обсудить на предстоящей встрече Виктора Ющенко с первым вице-премьером РФ Михаилом Касьяновым.
Пока украинская пресса строит догадки по поводу конструкции загадочного механизма, по страницам российской гуляют сообщения (пусть и без ссылок на источники информации), претендующие на 100%-ную достоверность. Так газета «Известия» утверждает: «Виктор Черномырдин прибыл на Украину, чтобы обговорить детали новой схемы возмещения газовых долгов, составляющих по оценкам Москвы 2,1 млрд. долларов, а по прикидкам Киева — больше 1 млрд. долларов. Рационализаторское предложение сводится к созданию украино-российского совместного предприятия по транзиту газа. При этом контрольный пакет в руках Москвы.
Это СП и обещанные Президентом Кучмой «жесткие меры» должны прекратить нелегальный отбор российского газа из транзитного трубопровода. По данным «Газпрома», Украина украла у него 7,1 млрд. кубометров энергоносителя. Киеву пояснили: если он согласится на названные условия создания СП, то платежи по газовым долгам будут отсрочены. К тому же Украина предложила России оплачивать транзит не газом, а деньгами, часть из которых пойдет на возмещение накопившегося долга. Более того, для его погашения правительство Кучмы передаст России акции лучших украинских предприятий. Их список еще не утвержден, но уже известно, что речь идет, в частности, об уникальном Николаевском глиноземном заводе. Остаются в силе предыдущие обещания Киева передать России свои МиГ-29. Также в счет газового долга. Имеются в виду сверхштатные, своего рода «лишние» боевые самолеты. Их хотят поставить в качестве взаиморасчетов между РАО «Газпром» и финансово-промышленной группой «Департамент развития авиации». По заверениям Киева, «Департамент» займется модернизацией МиГов, и к этим работам привлекут украинских ученых».
Между тем один из руководителей действительно создаваемого в Украине еще со времен премьерства Павла Лазаренко СП «Газтранзит» сообщил «Дню», что задачи предприятия остались без изменений (как известно, оно задумывалось для увеличения подачи российского газа через территорию Украины в Турцию). Однако, по его словам, Европейский банк реконструкции и развития не выделяет кредит, за счет которого предусматривается вести работы по строительству газопровода, пока страны-участницы (Россия и Украина, которым принадлежит по 50% акций) не наполнят уставный фонд СП. Но дело в том, что, исходя из задолженности за газ, именно Украина должна внести деньги за обоих участников, а впоследствии вести все работы и покупать оборудование.
Кстати, украинские эксперты довольно скептически относятся и к реальности предложений украинского правительства по оплате валютой за транзит российского газа по территории Украины. Ведь соответствующий объем газа все равно будет нужно покупать, и вряд ли от этого останутся какие-либо средства на оплату долга. А чтобы Украина не пыталась купить газ подешевле, России не нужны конкуренты на украинском рынке. В этом свете сообщение «Утра» приобретает и большую достоверность, и серьезное значение.
Выпуск газеты №:
№75, (2000)Section
Панорама «Дня»