Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кручи пока остаются с Днепром

Начнет ли столица строиться по плану?
18 ноября, 00:00

Хаотичному строительному буму, как известно, ничто не помеха. Ни статус территорий (один из охраняемых законодательством уголков Киева, по некоторым данным, к примеру, отдали под строительство как землю промышленного назначения), ни реакция жителей (не всегда представляющих, как с очередным чудом архитектурной мысли «под боком» их домов сосуществовать), ни даже мнение международных организаций. И то, что последний градосовет не поддержал предложение двух проектных организаций застроить участок набережной Днепра от моста Метро до Почтовой площади жильем и офисными зданиями, уже только поэтому можно считать событием из ряда вон выходящим.

Проект застройки под названием «Набережная Евросоюза» — протяженностью около 2,8 км и ориентировочной стоимостью приблизительно в 1,2 млрд. грн. Им предусмотрено строительство представительств 45-ти стран, входящих в ЕС: предлагалось, по сообщению Интерфакса, возвести до 56 тыс. кв. м жилья, 28 тыс. кв. м офисных и 28 тыс. кв. м торговых помещений. Согласно задумке авторов, транспортное сообщение должно осуществляться по восьмиполосной автомагистрали, над которой предлагалось надстроить кровлю для организации пешеходной зоны. Со стороны Днепра транспортный коридор под кровлей должен быть открыт, а в районе станции метро «Днепр» возможна установка специального оборудования, улавливающего выхлопные газы. Вертикальные связи с «верхним городом» думали организовать в пяти точках: на Европейской площади, в начале Петровской аллеи, в районе Мариинского парка, станции метро «Арсенальная» и, возможно, в районе площади Славы. На верхней кромке днепровских склонов — соорудить новое культовое сооружение и пятиэтажное здание.

По мнению начальника госэкспертизы Анатоля Карминского, «евронабережная» не увязывается даже с тем единственным градостроительным документом, который существует — генеральным планом развития города, где представлена только транспортная схема. Поэтому, отметил он, для решения судьбы набережной и днепровских склонов нужно разработать проект детальной планировки этих территорий и утвердить его на Киевсовете. Как сказал, по сообщению Интерфакса, один из авторов генплана Владимир Чекмарев, набережная является основной транспортной осью, связующей северный и южный районы столицы. Поэтому снятие с нее транспортной нагрузки приведет к критическому увеличению транспортных потоков в центральной части города.

Напомним, что уже сегодня из-за плотности застройки исторической части города офисами и элитным жильем (что, естественно, не могло не притянуть дополнительную массу автотранспорта) ситуацию в центре иначе, как транспортным коллапсом, многие специалисты не называют. К слову, об упомянутой застройке: даже таким, более концептуальным, нежели детальным документом, как генеральный план развития города, предполагалось, что город будет расти вширь, а не преимущественно ввысь и за счет уплотнения — во всяком случае, два года назад в Киевпроекте в этом «День» убеждали.

Однако о замечаниях к проекту. Помимо прочего, по словам В. Чекмарева, для организации полноценного движения транспорта сам бульвар придется «поднимать» на 14—15 метров. Более того, суть генплана — в устойчивом развитии города, как принято в цивилизованных странах: должен соблюдаться принцип равновесия между производством, экологией, правильным обустройством городского пространства и т.д. В связи с чем в документе четко зафиксировано сохранение склонов как основного зеленого массива города.

Помимо экологического аспекта есть и не менее важный эстетический. Во-первых, проект, по убеждению архитектора Ларисы Скорик, — «невероятный кич, который вобрал самые разные по стилю и времени элементы от XVI до середины XX столетия». Во-вторых, он навсегда бы отрезал днепровские кручи от самого Днепра. В-третьих, согласно памятникоохранному постановлению № 920, днепровские склоны имеют статус зоны особого историко-культурного назначения. Об уникальности киевского ландшафта напомнили и год назад на выездной сессии ЮНЕСКО, говорит архитектор: если мы хотим, чтоб самобытность столицы оставалась замеченной международным сообществом, за ландшафтом надо следовать, а не «наступать» на него. С учетом вышесказанного, тот факт, что главное управление экономики Киевгорадминистрации вообще решило объявить конкурс на такую масштабную застройку, уже кажется странным.

Нынешний главный архитектор Киева Василий Присяжнюк подытожил обсуждение так: для начала Киеву нужен проект детальной планировки городских территорий, а уж потом все остальные проекты — чтобы не наделать в столице непоправимых градостроительных ошибок. Неоднократно говорилось об этом, конечно, и ранее, причем всеми: и теми, кто активно практикует в городе, и теми, кто, по мнению этих практикующих, своими критическими замечаниями лишь мешает «город облагораживать». Да времени и средств на разработку документа так и не нашлось — критики думают, что совсем не случайно. Пока, правда, в намерения нового главы Главкиевархитектуры заполнить законодательные пробелы специалисты верят, характеризуя его как человека «принципиального».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать