Круговая ответственность
Почему рынок коммунальных услуг непривлекателен для инвесторовВыездное заседание комитета Верховной Рады по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи состоялось на этой неделе в Одессе. Члены комитета во главе с Валерием Пустовойтенко и председателем Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Григорием Семчуком вначале посетили ряд городских объектов, где ознакомились с ходом реформы одесского ЖКХ, пообщались с руководителями города и коммунальных предприятий. После этого в стенах горисполкома состоялось обсуждение проекта Жилищного кодекса, предложенного отраслевым комитетом. Принять участие в работе «круглого стола» были приглашены представители городов, регионов и общественных организаций.
Проект Жилищного кодекса в различных вариантах обговаривается в стенах Верховной Рады уже больше пяти лет. А между тем, по общему мнению участников «круглого стола», необходимость принятия данного документа назрела давно. Поскольку в новых рыночных условиях Жилищный кодекс, доставшийся Украине в наследство от советских времен, не дает возможности гражданам в полной мере реализовать свое конституционное право на жилье. «В Жилищном кодексе Украинской ССР и действующем законодательстве Украины отсутствуют такие правовые понятия, как социальный уровень, социальное жилье, аренда жилья и плата за нее, объединение застройщиков, товарищества собственников жилья и целый ряд других определяющих понятий, — констатировали в своих выступлениях члены комитета. — Новый Жилищный кодекс должен стать основным законодательным актом в жилищной сфере, определяющим стратегию обеспечения жильем граждан Украины, содержания и сохранения жилищного фонда, регулирования взаимоотношений между собственниками».
Представленный на суд собравшихся вариант нового Жилищного кодекса действительно содержит в себе целый ряд жизненно важных моментов. К примеру, ответственность жильцов за оборудование в частной квартире производства или снос несущих стен и конструкций, вопрос о выселении, о выделении и праве на получение кредита под строительство жилья. В общем, все те правовые нормы, которые в цивилизованных странах регулируют отношения в жилищной сфере. Единственное, что там не было учтено и о чем говорил в ходе обсуждения народный депутат от Одессы Игорь Резник, это реалии сегодняшнего дня. Если государство или местные органы власти не в состоянии нести на себе груз ответственности по содержанию жилого фонда, они вынуждены переложить его на плечи граждан, их добровольных объединений. Проблема в том, что граждане не особо рвутся взвалить на себя эту ношу и почему-то не спешат объединяться. «Давайте говорить откровенно, — призывал депутат Резник, — реального собственника жилья у нас сегодня нет. Все коммуникации, лестничные клетки, придомовая территория, кровля, элеваторные узлы находятся в государственной собственности. Износ их достигает 70—80 процентов. И если кто-то в государстве думает, что можно передать жильцам все это хозяйство в таком состоянии, то он глубоко заблуждается. Материальное положение наших граждан просто не позволит им содержать его в рабочем состоянии. Сегодня по стране только 0,5% собственников жилья организовано в кондоминиумы и другие сообщества. В результате все проблемы валятся на голову городского руководства. Ему ничего не остается делать, как поднимать тарифы на содержание этого самого жилья. Но денег нужно все больше, а тарифы тоже нельзя поднимать до бесконечности. И выхода из этой ситуации нет. Единственная надежда, что он появится с принятием нового Жилищного кодекса». Надежда, как говорится, вещь хорошая, но опыт реформирования ЖКХ в Одессе доказывает, что вырваться из порочного круга безответственности весьма нелегко.
«Мы не зря решили провести обсуждение проекта именно в Одессе, — сказал Валерий Пустовойтенко, — поскольку именно она стала пионером реформ в области жилищно-коммунального хозяйства и уже может поделиться опытом». О том, какой именно опыт накопила Одесса за десять месяцев с начала реформы городского ЖКХ, можно было судить по выступлению городского головы Руслана Боделана. Смысл его сводился к тому, что если в ближайшем будущем в городе не появятся деньги, его коммунальное хозяйство ожидает техногенная катастрофа. 82% жилого фонда города нуждается в ремонте, причем значительная часть — в капитальном. Больше пяти тысяч отселенных жителей аварийных домов проживают в гостиницах и других местах в ожидании нового жилья. Сети труб водоканала и теплоснабжения требуют полной замены. «Мы прекрасно понимали, какую ответственность берем на себя, приступая к реформированиям коммунального хозяйства»,— говорил Боделан. Ответственность и особенно кредиты под нее же городские власти действительно взяли. При этом Одесса остается без тепла и горячей воды. Школы, больницы, дома отапливаются «ветродуйками» и самодельными калориферами, из-за чего напряжение в электросети постоянно падает до минимума. Несмотря на повышенные тарифы, участились отключения воды в спальных районах. «Мы уже не надеемся на госбюджет, — говорит городской голова. — Нам нужен инвестор, который бы взял на себя решение большей части проблем». Однако любой инвестор, согласившийся вложить в объект десятки миллионов долларов, будет претендовать на права собственника, право самостоятельно регулировать тарифы для получения прибыли, отключать должников. При полном отсутствии конкуренции на рынке коммунальных услуг это может обернуться социальной катастрофой. Это прекрасно понимают и власти, и сами инвесторы. И рассказы мэра об очереди желающих вложить деньги в одесский водоканал воспринимаются, мягко говоря, несерьезно.
Еще один опыт реформ в Одессе связан с ликвидацией ЖЭКов, РЭПов и ряда других сборщиков коммунальных податей. Им на смену пришли дирекции единого заказчика, ДЕЗы, призванные выполнять роль посредника между жильцами и подрядными ремонтными организациями. Несмотря на видимость новых форм, отношение к нуждам простых граждан мало изменилось. С улиц пропали дворники, зато появился мусор. Обветшавшие крыши и подъезды по- прежнему остались заботой самих жильцов. Стоит ли перенимать подобный опыт? Чем закончится эксперимент, поставленный в Одессе, окончательно прояснит приближающаяся зима. Вот тогда не помешает провести еще одно выездное заседание комитета ВР, чтобы выяснить и записать в назидание другим, как нельзя проводить реформы.
Выпуск газеты №:
№206, (2003)Section
Панорама «Дня»