Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

КРЫМ ОПЯТЬ ПОШЕЛ ОСОБЫМ ПУТЕМ

Новый бюджет автономии будет не менее спорным, чем предыдущий
30 июня, 00:00

Верховная Рада Крыма приняла решение начать подготовку бюджета-2001. Предусматривается, что он должен быть представлен правительством парламенту в августе 2000 года и что он, как и бюджет-2000, будет разработан на прежней законодательной базе, то есть на основе Конституции Крыма, содержащей противоречия с законами Украины.

Второй год в отрасли бюджетной политики Крым идет своим особым путем. Бюджет- 2000 был утвержден крымской ВР с учетом положения Конституции автономии о том, что все налоги и сборы остаются в распоряжении Крыма, а на общегосударственные расходы автономия выделяет 4–6 процентов необходимых средств. До сих пор остается загадкой, почему именно Верховная Рада Украины утвердила текст крымской Конституции с этим положением, которое явно противоречит общегосударственной практике составления бюджетов страны, в том числе противоречит закону об НДС, который предполагает централизацию всех его средств в полном объеме в общегосударственном бюджете, а не в распоряжении местных властей. В связи с этой правовой коллизией бюджет Украины на 2000-й год был разработан с учетом того, что крымский НДС будет зачисляться в общегосударственный бюджет, в то же время бюджет Крыма — с учетом того, что все налоги и сборы, в том числе НДС, остаются в Крыму. Этот, казалось бы, на взгляд обывателя, простой и ясный вопрос (поскольку в тексте крымской Конституции есть так называемая поправка депутата И.Зайца, гласящая о том, что основной закон автономии не может противоречить общегосударственным законам, следовательно, действует закон об НДС, а не положение Конституции автономии) до сих пор никем не был разрешен. Крым, считая, что раз его Конституция утверждена Верховной Радой Украины, значит, она тоже имеет силу общегосударственного закона, в связи с этим обратился в Конституционный суд, который еще даже не назначил дело к слушанью. Его решение, несомненно, «будет политическим» — так считает министр финансов Крыма Людмила Денисова, однако каким именно — этого не берется предсказать никто. В любом случае эта ситуация принесла Крыму свою выгоду. Видимо, чтобы меньше скандалить, Минфин Украины согласился с тем, что в бюджет Крыма в 2000 году зачисляются три налога, хотя в распоряжении других регионов оставляли только один (в бюджете Киева — два). Более того — бюджетный комитет Верховной Рады Украины предлагал Крыму вместо зачисления НДС компенсировать такую же сумму в виде субсидий. Правительство автономии, для которого главное — деньги, а не принципы, уже было согласилось с таким подходом, однако Верховная Рада Крыма, для которой главное — принципы, а не деньги, резко возразила против этого предложения тогдашнего председателя комитета Юлии Тимошенко. В результате Крым, видимо, не получит ни того, ни другого: ни денег, ни принципов. Тем более что Крым не проявил щедрости и в выделении денег на общегосударственные нужды: хотя раньше Сергей Куницын и заявлял, что Крым выделит центру деньги на «процентов 6, то есть порядка 60 миллионов» общегосударственных расходов, но Верховная Рада «отвалила» Киеву только 41 миллион, что меньше 5 процентов. «Этого мало!», — заявил Минфин Украины и до конца стоял на своем, что, видимо, и сыграло главную роль в том, что бюджет Украины на 2000 год был утвержден без учета крымских претензий…

Однако сейчас еще глава крымского парламента Леонид Грач полон оптимизма и говорит, что поскольку, по его сведениям, экспертные юридические заключения по делу, находящемуся в Конституционном суде, говорят в пользу автономии, вердикт КС должен быть также в пользу Крыма.

Видимо, именно поэтому — в силу предчувствия спикера? — Крым сейчас начал разработку бюджета на 2001 год, который, как объявлено, опять будет базироваться на положениях Конституции, то есть его доходная часть будет разработана путем зачисления всех налогов и сборов в республиканский бюджет. Поскольку бюджетная резолюция на 2001 год, которую уже приняла Верховная Рада Украины, не содержит и тени намека на то, что Крым может иметь свои, отличные от общегосударственных бюджетные принципы, можно спрогнозировать, что конфликтная ситуация нынешнего года опять повторится на примере бюджета-2001. Если, конечно, центр и автономию не рассудит Конституционный суд…

В результате «стараний» Верховной Рады Крым начал 2000-й год практически без бюджета. Два раза парламент утверждал временные нормативы, пока, наконец, на прошлой неделе не пришел к выводу, что бюджет надо уменьшить на 120 миллионов (благодаря перевыполнению доходов по отдельным видам налогов, как утверждает Людмила Денисова, правительство смогло уменьшить бюджет не на 30 процентов, которые составляет недостающий НДС, а только на 16) и утвердить новые нормативы отчислений городам и районам, чтобы они смогли, наконец, хоть в июле составить свои бюджеты и нормально жить. При этом выявились диаметрально разные подходы к бюджету, что предвещает резкие споры в будущем: если Сергей Куницын называет новый, измененный бюджет разбалансированным, а Леонид Грач — только профицитным, заместитель министра финансов Украины Владимир Матвийчук заявляет, что такой практики, какую предлагает Крым, нет ни в одной стране мира, а Леонид Грач возражает ему и говорит, что «законодательный орган страны не разобрался в сути противоречий» и это «крымские полномочия, и мы будем отстаивать их до конца».

Как бы там ни было, но очевидно, что коллизия хоть и порождена в Крыму, но создана именно Киевом. Парламент должен был либо не утверждать два закона, противоречащих друг другу, либо тут же изменить один из них — или закон об НДС, или крымскую Конституцию — и устранить коллизию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать