Перейти к основному содержанию

КСТАТИ

«Московский газ»: специалисты спорят
29 октября, 00:00

В воскресенье утром ряд ведущих американских газет поместил материалы по поводу таинственного газа, примененного в Москве при освобождении заложников.

Не зная названия и состава газа, который российские официальные представители пока характеризуют лишь как «спецсредство», американские эксперты могут лишь гадать на основании репортажей из Москвы, описывающих приблизительную клиническую картину. «Нам предоставили информацию, что это выводящий или успокаивающий реагент, но мы не имеем конкретных данных о характере этого вещества», — заметил посол США в Москве Александр Вершбоу.

Здешние специалисты, с которыми консультировалась «Вашингтон пост», говорят, что речь, очевидно, идет о каком-то выводящем средстве, возможно, запрещенном международной конвенцией по химическому оружию.

Первые предположения на этот счет высказало еще в субботу утром агентство ЮПИ, научный корреспондент которого Джозеф Верренджиа назвал два возможных «спецсредства» — аэрозоль валиума или галлюциноген БЗ (BZ), разработанный армией США во время холодной войны. «Россияне могли применить в зале БЗ, но, возможно, в более высокой концентрации», — сказал агентству завкафедрой медицинской токсикологии Виргинского университета доктор Кристофер Холстедж, склоняющийся, впрочем, к версии аэрозольного валиума.

Валиум и БЗ называют также эксперты, с которыми говорила «Вашингтон пост», хотя они ссылаются на недостаток информации и на то, что в России больше знают об этом предмете, чем в Америке. «Не удивительно, что у русских имеются такие вещи, — сказал агентству Аccошиэйтед пресс Рон Мадрид из Пенсильванского университета. — Они работали над ними 30 лет, тогда как нам мешали договоры и президентский запрет».

В недавнем докладе ВВС США по «несмертельному оружию» утверждалось, что советские войска применяли какие-то успокаивающие средства по моджахедам во время войны в Афганистане.

Опытный специалист по химическому оружию Джонатан Такер, работающий в Институте мира в Вашингтоне, замечает, что применение БЗ или аналогичных средств явилось бы нарушением конвенции по химическому оружию, которую Россия подписала в 1997 году. Конвенция делает исключение для таких средств, как слезоточивый газ, хотя граница между ними и запрещенными веществами довольно расплывчата.

«Вещи вроде слезоточивого газа, действие которого быстротечно, разрешены, — говорит Такер, — но реагент, который выводит человека из строя на несколько часов, точно запрещен».

Если россияне «применили в этой ситуации что-то помимо слезоточивого газа, — вторит ему бывшая сотрудница совета национальной безопасности США Элайза Харрис, — то это вполне может составлять нарушение конвенции по химическому оружию. Но на самом деле сейчас еще слишком мало информации, чтобы говорить наверняка».

Против варианта газа БЗ говорит то, что он крайне непредсказуем и часто приводит людей в состояние большого возбуждения, каковую цель вряд ли ставили себе россияне, напуская его на террористов. Как пишет «Лос- Анджелес таймс», американские ученые всегда предупреждали, что установить точную дозировку спецсредств с тем, чтобы они выводили людей из строя, но не убивали их, крайне трудно. На войне это роли не играет, но при наличии заложников калькуляции другие.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать