Кто жмет на «тормоз»?
Георгий КРЮЧКОВ: С реформированием армии мы запоздали лет на пять...
,BR>Вообще-то жизнь показывает, что политический класс и общество продолжают жить в параллельном мире. Эта мысль возникает, когда видишь службу и жизнь наших саперов в Ливане (фоторепортаж о них — на стр. "Подробности").
— Вокруг идеи реформирования Вооруженных сил в украинском парламенте сейчас идет много дискуссий, причем мнения высказываются нередко противоположные. Почему отечественному политикуму так тяжело дается осознание того, что военная реформа действительно нужна?
— Я бы сформулировал вопрос так: почему так сложно проходит закон о реформировании ВС? Начнем с того, что реформирование украинской армии назрело и перезрело. Мы запоздали с осуществлением этих мер, по крайней мере, лет на пять. Все это время определенные мероприятия, конечно, осуществлялись, но это были скорее паллиативы. Проходило сокращение армии, однако не в правовом поле. В результате мы пришли к такой численности, которая довольно серьезно — тысяч на 35 — расходится с численностью, определенной законом. Поэтому реформирование армии является жизненной необходимостью, и одобрение Советом национальной безопасности и обороны Украины соответствующего решения, согласно которому предусматривается переход к системе гражданского Министерства обороны, разграничение функций между министерством и Генеральным штабом, переход на трехвидовую структуру, пересмотр инфраструктуры ВС, внедрение системы демократического контроля и сокращение численности армии, было единственно правильным шагом. Наш комитет с самого начала настаивал на разработке проекта закона, который включал бы в себя не только решение вопросов о численности и структуре ВС, но и систему социальных гарантий. Этот законопроект рассматривался долго, претерпел различные трансформации, в парламенте по его поводу были действительно острые дискуссии. Часть депутатов проявила обеспокоенность тем, чтобы военным были обеспечены социальные гарантии. Однако другая часть использовала сам факт — предложение о сокращении численности ВС на 155 тысяч человек — в политиканских, демагогических, популистских целях. Для обвинений в том, что якобы разваливается армия, подрывается обороноспособность государства и т. д. Причем такие заявления делали и делают до сих пор те, кто сам приложил руки к доведению ВС до критического состояния. Те, кто еще не так давно был при власти, в том числе в роли премьер-министра, во времена которого финансирование ВС осуществлялось ничуть не лучше, чем при его предшественниках. То есть в объемах не более 60% от минимально необходимых потребностей, из которых более 90% расходовалось на содержание армии. Будучи у руля, эти господа легко мирились с тем, что украинская армия за годы своего существования не получила ни одного нового вида и системы вооружений; с тем, что наши ВС оснащены боевой техникой третьего поколения, тогда как армии США, других государств НАТО — четвертого, пятого, шестого, уже сообщают, что даже седьмого поколения. Их это не тревожило тогда и не тревожит сейчас. При принятии бюджетов никто из этих «защитников армии» не поддерживал предложений об увеличении ассигнований на оборону. Зато сегодня, когда дело идет к выборам, желая заручиться поддержкой военных, они о них вспомнили. И думают, что этой демагогией их завоюют. Дескать, смотрите, кто-то разрушает армию, а мы ведь защищаем вас! Это — пример чистой демагогии. И это — преступная постановка вопроса.
Обсуждение законопроекта в первом чтении было очень и очень сложным, однако Верховная Рада все же сумела проголосовать. На состоявшемся недавно заседании СНБОУ была еще раз отмечена необходимость проведения реформирования ВС. С учетом сложившейся ситуации решили несколько подкорректировать подход относительно численности. Решили не затрагивать в планах следующий год, а определить только численность на конец этого года. Но сократить армию не на 80 тысяч, как раньше сообщалось, а на 70 тысяч.
Эти 70 тысяч состоят из 20 тысяч ликвидируемых вакантных должностей, пяти тысяч военных, переходящих в подчинение Минтрансу, уменьшение на 14 тысяч призыва в армию и на 2 тысячи — набора в военные учебные заведения и тому подобное. Реальное сокращение «живых людей» будет где-то в районе 40 тысяч человек, при том, что 20 тысяч — это годовая естественная текучесть. По закону, предложения по сокращению численности ВС подает Президент, а утверждает ВР. Президент буквально на днях представил свои предложения, поэтому правовые препятствия сняты. Я понимаю, что определенным политическим силам «по барабану», будет принят этот закон или не будет. Демагогии хватит, и, очевидно, во втором чтении он будет проходить тоже сложно. Но надеюсь, что у большей части депутатского корпуса все-таки хватит здравого смысла, понимания того, что нужно принять решение и поставить точку. Происходящее сейчас в ВС, произошедшее под Мелитополем является свидетельством упадка дисциплины, ответственности, требовательности в ВС, начавшимся далеко не сегодня. Мы должны войти в положение военных — прапорщиков, офицеров, генералов, которые отдали службе всю жизнь, многие из них не имеют гражданской профессиональной подготовки, как и собственного жилья. Люди хотят знать, что их ждет, какие все-таки гарантии будут им предоставлены. Несколько недель назад я встречался с офицерами Харьковского гарнизона, их было около 600, и зачитал им проект закона, подготовленного ко второму чтению. Могу честно сказать, что он был единодушно одобрен присутствующими. После встречи офицеры подходили ко мне уже в неофициальной обстановке, благодаря за такой законопроект. Единственное, о чем они просили, — чтобы этот документ как можно скорее был принят. Поэтому, обращаясь к коллегам-депутатам, призываю подумать о том, что каждый день, когда заседает парламент, тысячи военных сидят у радиоприемников, ожидая от ВР решения. А мы его не принимаем.
— Каковы ключевые параметры законопроекта о реформировании ВС, подготовленного ко второму чтению?
— Во-первых, это переход на трехвидовую структуру, во-вторых — утверждение новой численности ВС по состоянию на 30 декабря 2004 года. Большое внимание уделено вопросу социальных гарантий — выходных пособий, помощи с трудоустройством, переподготовке. По предложениям офицеров была записана норма, согласно которой ветеранами военной службы можно считать тех, у кого выслуга не менее 20 лет, а не 25, как сейчас. При достижении 45 летнего возраста и при наличии 15 лет выслуги будет назначаться 40% пенсии, к которой в дальнейшем прибавляются по 2% за каждый год, но в целом сумма не может превышать 50% к достижению пенсионного возраста. Проработаны вопросы об обеспечении жильем, вычислении пенсии с учетом оплаты труда на момент увольнения и тому подобное. То есть комплекс гарантий предусмотрен очень широкий, причем гарантий таких, которые имеют все шансы быть одобрительно восприняты военными.
— Каковы ваши прогнозы относительно голосования? И как будет голосовать фракция КПУ?
— Позвольте мне из соображений такта не отвечать на последний вопрос. Мне непросто это все дается. Очень непросто.
— Позиции вашей фракции еще нет?
— Есть позиция. Но я не хотел бы о ней говорить. Как говорят в Одессе, я уже и так слишком много сказал.
— Кстати, разве в четверг не ваша фракция сорвала работу парламента, требуя в третий раз поставить на голосование вопрос о выводе украинского контингента из Ирака, тем самым отсрочив запланированное на этот день рассмотрение законопроекта о реформировании ВС? Каков ваш комментарий этой ситуации?
— Я не руководитель фракции. Я приложу все усилия, чтобы закон был принят. Как депутат, как председатель комитета и как коммунист, я это обещаю. Именно так я понимаю ситуацию и считаю, что именно такая позиция будет влиять на отношение людей к моей партии. Офицерство знает, кто их защищает и кто пробивает такой закон.
— Ситуация вокруг событий на складе вооружений под Мелитополем понемногу проясняется, делают свои выводы эксперты, вырисовывается картина произошедшего. Вы были там — ваш комментарий.
— Когда говорят, что взрывы произошли в результате «срабатывания» человеческого фактора, — это бесспорно. Сказались отсутствие контроля, дисциплины, порядка. Но человеческий фактор и другие факторы в себя включает. Сегодня уже известно, какая частная структура хозяйничала на складе. Неизвестно еще, правда, какие люди за ней стоят. Итак, здесь есть над чем подумать. Проблема военных складов возникла давно. Были решения СНБО по этому вопросу, других высоких инстанций. Но как можно навести порядок на складе в условиях, когда, скажем, почти половина боеприпасов не накрыты? Для этого нужны огромные средства. Министр обороны Украины Евгений Марчук называл цифру — около 900 млн. грн. А у нас на этот год выделено 20 млн., на следующий год запланировано столько же. И только с 2006 года — 400 млн. При таком подходе до 2006 года мы можем взлететь на воздух! Это ведь была не самая большая база.
Первое, что сейчас следует сделать, — железной рукой навести порядок на всех базах. Немедленно. И не только Минобороны об этом должно беспокоиться, а государственная власть в целом. Нужно сосредоточиться на смягчении ситуации там, где наихудшее положение, — информация о ситуации на базах у Минобороны есть.
Второе — нужно решить вопрос о финансировании. Речь идет не только о базах — в запущенном состоянии другие военные объекты, не говоря о военных городках. Нельзя руководствоваться такими соображениями: армия терпит — вот и хорошо. Вот еще с год, будет лучше с финансами, тогда мы им что-то и дадим. Однако, как говорится, пока время придет, ишак сдохнет... Финансирование армии по остаточному принципу — это болезнь, от которой нужно немедленно избавляться. Ведь когда случается какое-то ЧП, мы находим средства. И платим уже не за то, чтобы предупредить, а за то, чтобы как-то преодолеть последствия, и выкладываем на порядок больше. Во время посещения Мелитополя глава спецкомиссии по расследованию причин катастрофы на военной базе премьер Виктор Янукович в достаточно категорической форме поставил перед представителем Минфина задачу — решить вопрос с финансированием. При этом ко мне как к представителю депутатского корпуса он тут же обратился с просьбой убедить парламент помочь правительству решить эту проблему. Вот это я могу назвать государственным подходом.
Наконец, третье: необходимо как можно скорее(!) принимать закон о реформировании ВС, который поставит все на свои места. Тогда военные успокоятся и будут работать так, как нужно. Сейчас же люди в погонах сидят на чемоданах и ждут, что с ними будет дальше.
Выпуск газеты №:
№83, (2004)Section
Панорама «Дня»